Медикаменты – Снаряжение – Fallout 4 – прохождение, гайд, руководство, мануал, FAQ
Гайд: самые убойные наркотики в Fallout 4
Каждый, кто играл в Fallout 4, согласится, что в игре много самых разных усилителей, среди них встречаются и наркотические. По причинам, связанным с балансом, наркотики в Fallout 4 в большинстве игровых ситуаций бесполезны. Однако во время путешествий по Содружеству мы нашли несколько химических препаратов, пользоваться которыми стоит каждому.
В материале содержатся базовые спойлеры к концовке игры, так что если вы еще не догадываетесь, чем все закончится, стоит читать статью с осторожностью.
Перки Fallout 4 для применения наркотиков
Для начала объясним, какие перки потребуются, чтобы пользоваться наркотиками. Как и в реальной жизни, применение любого препарата в Fallout 4 вызывает зависимость. Поэтому основным перком для игроков, желающих часто пользоваться наркотиками, будет «Читая жизнь», блокирующая приобретение зависимостей:
Прокачайте его сразу на 2 раза, для чего потребуется персонаж 22 уровня с 4 очками, вкачанными в ветку «Выносливость».
Чтобы самому создавать наркотические препараты в Fallout 4, в том числе редкие и крутые, потребуется перк «Химик», который открывается на 7 уровне ветки «Интеллект». Обязательно прокачайте его на 4 звезды, чтобы увеличить время действия всех принятых препаратов на 200%:
Это важно, поскольку так наркотики из бесполезных превратятся в относительно полезные для геймплея. Например, замедляющий время «Винт» действует всего 10 секунд, а так будет действовать 30 секунд. Так времени будет достаточно, чтобы расправиться с большинством противников.
Не лишним будет напомнить, что в Fallout 4 много разного алкоголя, выпив который вместе с приемом химии, можно получить весьма забавные эффекты. Но потребуется полностью прокачать перк «Тусовщик», убирающий зависимость от алкоголя и повышающий удачу на 3 пункта:
Чаще всего наркотики в Fallout 4 нужны, чтобы увеличить урон от огнестрельного оружия или в рукопашном бою. Посмотрите соответствующие перки, например те, что увеличивают урон при прицеливании через V.A.T.S.
Снятие зависимостей от наркотиков в Fallout 4
Первые 10-12 часов, пока у персонажа недостаточно прокачана линейка способностей S.P.E.C.I.A.L., а уровень ниже 40 и не взяты перечисленные выше перки, периодически придется снимать зависимость от наркотиков.
Сделать это можно двумя путями. Первый и простой — приобретать или находить «Аддиктол», снимающий все виды зависимостей. Однако он стоит от 300 до 700 крышек и не дает никакой защиты после использования. Следующий за «Аддиктолом» прием «Винта» или «Психо» может снова вызвать зависимость.
Более дешевый вариант — посетить ближайшего доктора и попросить его снять все зависимости, например, доктор Сун из Даймонд-Сити возьмет всего 75 крышек за лечение. Однако до доктора еще нужно добраться.
Создание (крафт) наркотиков в Fallout 4
Каждая уважающая себя мастерская в игровом мире оборудована химической лабораторией, чтобы пользоваться ей, нужен перк «Химик» 1 уровня. В лаборатории можно создать до 90 % от всех наркотиков, что есть в игре, это самые распространенные варианты, встречающиеся в продаже или выпадающие с врагов.
Поскольку в Fallout 4 все ранжировано по вероятности, не все из наркотиков химической лаборатории вы встретите во время прохождения. В следующем пункте мы перечислим те препараты, что редко выпадающие с врагов, но крайне полезны при игре. Крафт также потребует найти и добавить в мастерскую компоненты, порой достаточно редкие.
Чтобы быстро получить базовые наркотики («Баффаут», «Психо», «Винт» и «Ментаты») в количестве 60 штук в каждой номинации, вы можете выполнить квест «Блюз Даймонд-сити». Это протяженный квест, его выполнение займет около 30 минут, а в конце вас ждет серьезная перестрелка, участвовать в которой стоит после 15-20 уровня.
Ярость
По эффекту похожа на «Психо», действует 10 секунд. Увеличивает наносимый холодным оружием урон на 50 %, а также повышает сопротивление урону на 25 %. При каждом применении сильно снижает Восприятие — на 5 пунктов. Для производства требуется «шприц берсеркера» (изготавливается в химлаборатории) и «Баффаут». При развитии зависимости Сила и Восприятие снижаются на 1.
Встречается в основной игре крайне редко, только у высокоуровневых рейдеров. Периодически появляется в продаже у следующих торговцев:
- В гараже группировки «Атомные Коты», у персонажа по имени Блюджей;
- В закусочной «Драмлин» у рейдера по имени Вольфганг. С ним возможен небольшой квест, после которого Вольфган чаще всего не выживает.
Форсаж
Еще одна продвинутая разновидность «Психо», но подходит и для огнестрельного оружия. Увеличивает наносимый урон на 25 %, а также повышает шанс на критическое попадание на 25 %. Отрицательных эффектов не дает. Для производства требуется кислота, психо и Ядер-кола. При развитии зависимости на 1 пункт снижаются Сила и Ловкость.
Встречается в основной игре крайне редко, только у высокоуровневых рейдеров. Периодически появляется в продаже у следующих торговцев:
- В Добрососедстве, на первом этаже отеля «Рексфорд», у Фреда Аллена.
- В дополнении Far Harbor у Сестры Мэй в Ядре.
- В дополнении Nuka-World у Кейтлин Олден и Мэддокса на рынке Ядер-Тауна.
- Там же может выпасть в качестве приза в терминале Ядер-Аркады за 2 750 билетов.
Этот препарат в виде двойного шприца с ярко-оранжевой жидкостью на несколько минут усиливает Интеллект и Восприятие на 3 пункта, однако снижает уровень Харизмы на 2 пункта. С низкой вероятностью может привести к зависимости, при которой Интеллект и Восприятие снизятся на 1 пункт.
Проще всего найти «Шик» в игре. В Fallout 4 для этого зайти в туалет полицейского управления южного Бостона, который расположен прямо напротив входа. Там он будет лежать в унитазе:
Еще две штуки можно найти в «Далекой гавани», на озере Эхо, в военном бункере около лесопилки. Для этого нужно пересечь болото на восток, ищите посреди первого островка, под упавшим деревом. Точную наводку можно получить если найти в лесопилке записку Леви.
У врагов в инвентаре не встречается. Крайне редко встречается и в продаже у следующих торговцев:
- В отеле «Рексфорд», что в Добрососедстве, у Фреда Аллена.
- В «Даймонд-сити» у Соломона.
- В дополнении Nuka-World у Кейтлин Олден и Мэддокса на рынке Ядер-Тауна.
- Там же может выпасть в качестве приза в терминале Ядер-Аркады за 2 500 билетов.
Манипулятор
Требуется дополнение Nuka-World. Этот препарат позволит вам не тратить очки способностей на перки, связанные с харизмой, которая часто нужна для убеждения встреченных персонажей или просто торговцев. На 4 минуты «Манипулятор» повышает харизму на 3 пункта, а цены у торговцев снижает на 10 %.
Чтобы рецепт на данный препарат появился в химлаборатории, нужно начать выполнение рейдерского квеста «Дом, милый дом» по захвату Содружества, который выдаст Портер Гейдж, один из рейдеров Ядер-Мира.
Также нужно выбрать банду «Операторов», глава банды Мэгии Блэк отправит игрока к химику Лиззи, которая выдаст один экземпляр «Манипулятора» и схему его производства. Требуется Лихоцвет, Виски и Ментаты.
Серия «илистых» коктейлей
Требуется дополнение Far Harbor. Игроку нужно найти серию из пяти журналов «Альманах островитянина», разбросанных по «Далекой гавани». Для приготовления «илистых» коктейлей требуется найти журнал №5 под названием «Блюда из ила». Он расположен в локации Туристический центр национального парка, и лежит на первом этаже, на стойке сувенирного магазина, справа от главного входа.
Прочитав его, вы сможете варить в химлаборатории 3 коктейля, повышающие характеристики пропорционально уровню радиоактивности (чем она выше, тем больше эффект) на 12 минут:
- Крепкий илистый коктейль повышает параметр Сила в S.P.E.C.I.A.L. от 2 до 5 пунктов. Для производства потребуется 2 гриба, конденсат тумана и грязная вода.
- Илистый коктейль стойкости повышает сопротивляемость урону от 25 до 100 пунктов. Производится из 4 компонентов: грязная вода, конденсат тумана, стимулятор и две единицы стекловолокна.
Все перечисленные рецепты не вызывают привыкания.
Ультра-винт
Является последней модернизацией обычного «Винта», традиционного препарата серии. С помощью «Ультра-винта» время идёт крайне медленно, но только в течение 15 секунд. Также увеличивает очки действий на 100 пунктов, благодаря чему после приема можно выпить ядер-колы и зайти в V.A.T.S. чтобы мгновенно изрешетить врагов.
Почти всегда однократный прием вызывает привыкание, после которого ловкость уменьшится на 1 пункт. Для создания потребуется обычный винт, кроволист, пластмасса и удобрение.
Встречается в основной игре у высокоуровневых рейдеров с низкой вероятностью. Периодически появляется в продаже у следующих торговцев:
- У лича по имени Щепка, он живет под открытым небом в мастерской, недалеко от Южного Бостона, в районе между «Политехнической школой центрального Бостона» и «Домашними роботами Хестера». Может быть убит другими игровыми NPC и навсегда пропадет из игры.
- В дополнении Far Harbor у Сестры Мэй в Ядре.
- В дополнении Nuka-World у механика Ядер-Аркады Фритча. Если вы перебили всех рейдеров во время квеста «Сезон охоты», он НЕ будет относится к вам враждебно. Главное, не подстрелить его самого.
- Может выпасть в качестве приза в терминале Ядер-Аркады за 3 350 билетов.
Комплекс X-111
Требуется сотрудничество с «Братством Стали». «Комплекс Х-111» — это аналог «Антирадина» от ордена. После приема мгновенно снимает до 700 пунктов радиации. Появляется как часть квеста «Сбор образцов крови».
Игроку нужно найти скриптора Нерию на дирижабле «Придвен» и дать её больше 20 образцов крови (сразу необязательно), которая иногда выпадает с убитых врагов. Поговорив с Нерией можно узнать, что она довольна результатами и просит приносить ей ещё больше образцов крови, вознаграждая игрока шестью банками Х-111.
В дальнейшем она продолжит выдавать Х-111, пока игрок поставляет образцы крови. Встречается только у Братства.
Шёлковый Успокоин
Требуется дополнение Nuka-World. Несмотря на то, что этот препарат вызывает привыкание, никаких негативных эффектов он не дает, так что можно считать его безвредным. Подходит для игроков, предпочитающих диверсионную тактику и любящих атаковать скрытно.
На 8 минут удваивает бонус за любую атаку, проведенную скрытно, также повышает Восприятие, Ловкость и Удачу на 3 пункта.
На рынке Ядер-Тауна в небольших количествах его продает Мэддокс, эксклюзивно, больше «Шёлковый Успокоин» нигде не появляется. Предварительно нужно выполнить квест Мэддокса «Принести мясо кровочервей», которых можно встретить в некоторых аттракционах и просто путешествуя по Ядер-Миру.
Таинственная сыворотка
Это крайне редкий медикамент в Fallout 4, он повышает на 10 игровых часов Силу и Выносливость на 5 пунктов, сопротивление урону на 50 пунктов и снижает радиацию со скоростью 10 рад/с.
Получить его можно при выполнении квестов, начинающихся в локации «Дом Кэботов». Выполняя задание «Срочная доставка» у «Маслобойни Парсонс» игрок встретится с группой рейдеров, перебейте их и внимательно обыщите — у главаря с собой будет 1 единица «Таинственной сыворотки».
По мере прохождения квеста «Тайна дома Кэботов» можно найти около 10 единиц сыворотки — несколько штук будет у рейдеров на верхнем этаже психбольницы «Парсонс», а в её подвале в инвентаре у главаря банды Левшы можно найти еще 4 штуки, а 3 будут лежать на одном из медицинских столов.
У этого квеста два варианта концовок. Если вы решите убить плохиша, то получите еще 1 единицу сыворотки, последнюю. Согласившись сотрудничать с плохишом, можно периодически получать по 1 сыворотке. Впрочем, вы всегда можете заспавнить этот объект через консоль. Код — 000ec4f7.
X-клетка
Ну а завершает наш ТОП наркотиков Fallout 4 «X-клетка». Согласно описанию, она была создана незадолго до начала Великой Войны и продавалось очень богатым людям. В игре «Х-клетка» увеличивает все способности системы S.P.E.C.I.A.L. на 2 пункта, но всего на 2 минуты.
Является прототипом и не была завершена, поэтому вызывает сильное привыкание, снижающее характеристики на 1 пункт. Её невозможно создать в химлаборатории, только найти в определённых местах или купить. Маленький объект, который легко не заметить, поэтому точное число «Х-клеток» в мире Fallout 4 неизвестно.
Вот список мест, где её можно относительно легко найти:
- Первые две «Х-клетки» можно найти в Конкорде, недалеко от места знакомства с Престоном Гарви. Переключитесь на локальный уровень карты и найдите «Бар». Поднимитесь на второй этаж, на кровати лежит манекен, около него.
Руководство по Fallout 4. Часть I
Пустошь сурова, в каждый уголок Содружества наполнен опасностями и секретами. Игра Fallout 4 на первых порах может показаться кому-то сложной и непонятной, и данная статья призвана упростить жизнь геймерам. Ниже приведён список советов, которые могут помочь сделать игру более комфортной и приятной.
Статья получилась довольно объёмной, поэтому мы разбили её на две части. В первой поговорим о следующих моментах:
Во второй части, которая находится здесь, рассмотрены такие моменты: компаньоны, поселения, силовая броня, оружие, радиация.
S.P.E.C.I.A.L.
В Fallout 4 нет ограничения на максимальный уровень развития персонажа. Если вы играете достаточно долго, вы сможете прокачать все доступные характеристики и перки. Изучите их список, чтобы выбрать, какой вариант прохождения вам больше по душе и что в связи с этим нужно прокачать в первую очередь. Однако не следует придавать этому слишком большое значение.
При этом стоит понимать, что некоторые перки намного полезнее других. Одни параметры стоит прокачать в первую очередь, а другие оставить напоследок. Если вы решили подумать над стратегией развития своего персонажа, следует принять во внимание следующее:
- Взлом замков и терминалов поможет проникнуть в закрытые секретные бункеры и получить уникальное снаряжение;
- Перк «Халявщик» в столбце Удача может быть полезен, так как боеприпасов по сравнению с играми Fallout 3 и New Vegas стало меньше. Этот перк распространяется и на ядерные блоки, питающие силовую броню;
- Атрибут Удача стал полезен как никогда, а перк «Кровавая баня» очень зрелищен. «Таинственный незнакомец» может много раз спасти вашу шкуру, ещё интересно наблюдать за реакцией ваших компаньонов на его появление;
- Развитый перк «Живчик» в ветви Ловкости быстрее заполняет очки действий. Также в Fallout 4 есть уникальное оружие, которое помогает увеличить заполнение ОД;
- Харизма в слишком примитивной системе диалогов Fallout 4 не слишком важна;
- Перк «Отражатель» даёт на 5% больше опыта в течение ограниченного времени после того, как вы посидите на скамейке в часовне Даймонд-Сити;
- Перк «Свинцовое брюхо» в ветви Выносливости кажется интересным с учётом находимой радиоактивной пищи. А готовить еду в пунктах приготовления не интересно. Исцеление с помощью Стимуляторов лучше. Еда восстанавливает определённое количество очков здоровья, а Стимуляторы лечат определённый процент здоровья, что прокачивается соответствующим перком;
- Когда вы пьяны, диалоги становятся заметно веселее.
Даже если вы развиваете персонажа, не делая ставку на прохождение в режиме стелс, его всё равно можно использовать в своих интересах. Например, если вы видите врага, а он пока не видит вас, присядьте, и только потом стреляйте. Это не только позволит лучше прицелиться при использовании некоторых видов оружия, но и даст бонус внезапной атаки, который заключается в двойном уроне.
Когда вы переходите в режим скрытности, вокруг надписи «Вас не видят» располагаются квадратные скобки. Чем ближе эти скобки прижимаются к словам, тем ближе вы к обнаружению.
Возьмите криолятор в самом начале игры
Рядом с кабинетом смотрителя Убежища 111 есть контейнер c загадочным криолятором. Он требует мастерского уровня владения отмычками, который в начале игры недоступен. Однако сразу же после выхода из убежища вы встретите собаку, и вернувшись в убежище, ей можно дать команду принести оружие.
Видимо, данный замок бессилен против собак. О подобных глюках игры мы написали небольшую статью «Шесть багов Fallout 4, которые обязательно нужно попробовать«.
Квесты
Многим игрокам кажется заманчивой возможность свободно побродить по Пустоши, однако на начальных уровнях вы можете быть неготовыми столкнуться с её опасностями. Поэтому начать можно с сюжетных квестов. В течение нескольких часов они дадут вам приличную экипировку (в том числе очень быстро силовую броню, где и как её найти мы рассказывали здесь), а также приведут в Даймонд-Сити, где можно найти новых спутников, разнообразные квесты и множество магазинов.
Но не забывайте о побочных квестах. Обзаведясь приличной экипировкой, ищите побочные квесты, в том числе на вкладке «Разное» в своём Пип-бое. Некоторые задания обладают внутренним таймером и могут быть провалены, если не выполнить их вовремя. К сожалению, об этом нельзя узнать никак, кроме как провалив квест. Обычно это квесты вроде нападения на поселения минитменов или освобождение заложников, когда вам прямо говорят, что нужно поторопиться освободить их.
Выполните квест Кембриджского полицейского участка как можно скорее. В награду вы получите от паладина Данса уникальную лазерную винтовку «Праведный властелин», и доступ к квестам фракции «Братство Стали». Последнее позволит открыть множество локаций и получать опыт. А полученную винтовку можно модифицировать и успешно использовать до самого конца игры: она обладает двойным критическим уроном и увеличенной скоростью заполнения индикатора критической атаки. У меня уже 43 уровень, и я до сих пор с ней хожу.
Ко всему прочему, выполнив первую миссию с паладином Дансом, вы найдёте Хламотрон.
Предметы и хлам
В Fallout 4 подбирать и использовать можно почти все предметы, однако весь хлам складывать в инвентарь не следует, иначе он очень быстро переполнится. Придётся много времени придётся проводить в не слишком удобных меню, сортируя предметы, а не заниматься исследованиями таинственных мест и перестрелками с мутантами.
Не выбрасывайте найденные «Невозвращённые книги». В специальных автоматах их можно обменять на полезные вещи.
Проверьте вкладку инвентаря «Хлам», в которой можно переключиться в режим просмотра компонентов. Там можно пометить различные компоненты, которые требуются вам в данный момент. Обычно помечать нужно болты, клей, алюминий, пластик, оптическое волокно, стекловолокно, кристаллы и ядерный материал. Рядом с помеченным материалом отображается значок лупы.
Со сталью и кожей проблем нет, их даёт разбор вражеского оружия и брони. По ходу игры обязательно возьмите перк, который позволяет получать из хлама некоторые редко встречаемые компоненты.
Также ищите ценные предметы. Статуэтки-пупсы увеличивают характеристики S.P.E.C.I.A.L, журналы могут дать специальные способности или повысить характеристики. В интернете доступно множество сайтов с описанием того, где можно найти все журналы (местоположения статуэток указано здесь). Также вы можете обшарить все закоулки и попытаться найти их самостоятельно.
Вы можете перемещать объекты и тела, удерживая нажатой кнопку взаимодействия.
Также в самом начале игры, покинув Убежище 111, в руинах Сэнхчуари-хиллз можно найти много полезного. Там вы встретите робота-дворецкого Кодсворта, который может стать вашим компаньоном. Можно найти и заколки, которые необходимы для взлома замков, а в своём доме обнаружить книжку «SPECIAL!», которая позволяет повысить на 1 пункт любой параметр S.P.E.C.I.A.L.
Взлом терминалов
Анимация в начале работы с терминалом довольно долгая, но её можно пропустить, нажав на кнопку действия. После того, как открылся список потенциальных паролей, обратите внимание на слова, в которых буквы повторяются несколько раз: это хороший способ более точно подобрать требуемый пароль.
По пути вам встретятся множество запертых дверей, тайников и сложных терминалов, которые вы пока не можете открыть. Запишите эти места в блокноте, чтобы позже вернуться к ним и собрать скрытые за ними сокровища.
В Fallout 4 не говорится явно о том, что в словах совпадения относятся не только к наличию букв, но и к их точному расположению внутри слова — то есть если в выбранном слове есть два совпадения с паролем, то в нём эти же буквы располагаются на тех же местах — например, вторая буква O в выбранном слове будет второй O в пароле, а пятая буква S в выбранном слове будет пятой S в подбираемом пароле. Выбор слова без совпадений столь же полезен при поиске, как и с совпадениями, позволяя исключать неправильные варианты.
Если процесс взлома вас раздражает, можно скачать мод, который при взломе сразу отображает только пароль.
Сражения
Каждый враг имеет свою слабость. Используйте это. Первое, что приходит в голову — стреляйте гулям в ноги, которые легко ломаются, это полностью снизит их подвижность. Особенно это важно, если это светящийся или иссохший гуль: отстреливайте ему ногу и добивайте лежачего:
Когти Смерти обладают уязвимыми животами. Роботы быстрее устраняются энергетическим и плазменным оружием. Людям стреляйте в голову или в руку с оружием, чтобы не дать им нападать. Увидев супермутанта-камикадзе, быстро стреляйте в правую руку, в которой они держат ядерный мини-заряд — увидите красивый взрыв и все враги около бомбы будут уничтожены. А ещё лучше уничтожайте камикадзе издалека, стреляя во всё что угодно, кроме руки с зарядом — это не позволит мутанту подорвать ядерный заряд, и вы сможете его забрать с тела.
Узнать о слабых местах противника помогает перк «Наблюдательность», который в режиме V.A.T.S. отображает сопротивляемость цели к различному виду оружия.
Когда вы видите рядом с именем врага знак черепа, это означает, что он значительно выше вас уровнем, так что убить его может быть крайне сложно. Звезда рядом с именем означает легендарный уровень противника. Таких убить может быть нелегко, поскольку при потере половины жизни они «мутируют» полностью восстанавливая всё своё здоровье и получая бонус двойного урона вам. Зато при их уничтожении даются случайно-генерируемые уникальные предметы, которые по-другому получить невозможно. Например:
Когда вы попадаете в новые места, даже на враждебные базы рейдеров, остановитесь и послушайте разговоры вокруг. Иногда это смешно, иногда вы узнаете о новых местах или квестах. Периодически речь идёт о ваших прошлых подвигах.
Не начинайте перестрелки около автомобилей. Получающие повреждения автомобили в итоге взрываются, нанося сильный урон всем, кто находится рядом. Не прячьтесь за ними во время боя и не стойте рядом с ними. Автомобили вселенной Fallout работали от ядерных реакторов, так что при взрыве мало не покажется.
Каждая успешная атака в V.A.T.S. немного заполняет полоску критической атаки. Когда она полностью заполнена, вы можете выполнить критическую атаку противника. О ней в пылу сражения можно позабыть, однако в трудную минуту эта атака может значительно помочь избавить врага от части здоровья, или просто убить.
Даже если вы не видите врагов поблизости, периодически следует активировать систему V.A.T.S. Это позволит увидеть скрытые ловушки, мины и прячущихся в кустах врагов, вроде гулей и радиоактивных скорпионов.
В бою используйте укрытия, так как при виде от первого лица можно прицеливаться из-за укрытия, и это сильно спасает от прицельного огня из автоматического оружия. Подойдите к углу или другому укрытию и попробуйте прицелиться — персонаж выглянет из-за угла и вы сможете стрелять, не подставляясь под вражеские пули.
Помните, что окружение в Fallout 4 построено на основе вертикального расположения. Если вы не понимаете, откуда по вам стреляют, посмотрите вверх — враг может быть на крыше или этажом выше вас. Также он может располагаться уровнем ниже.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Восемь советов к Fallout 4, или Как (не) нужно вести себя в Пустоши
Fallout 4 со временем отучает от многих старых привычек. Вы можете от всей души желать пройти игру без единого боя и победить условного Фрэнка Хорригана в словесной перепалке, но здесь это вряд ли получится (если, конечно, какой-нибудь славный умник не найдет хитрого способа обмануть скрипты). Вы можете по старой привычке засиживаться над трупом рейдера, выбирая, что вам может пригодиться, — но здесь в ход пойдет почти всё. Этот Fallout многое делает не совсем так, как мы привыкли, — и в этом одновременно его главная сила и главный недостаток.
Вот что нужно знать, чтобы перестать бояться и начать играть в Fallout 4 так, как это будет удобнее всего.
Не надейтесь решить все проблемы миром
В начале игры я вложил по десять единиц в интеллект и обаяние, надеясь, что это позволит мне никого не убивать. И это была ошибка, разумеется. Но не потому, что в играх от Bethesda героев без боевых умений всегда убивают особенно жестоко — вообще-то это правда, но не здесь, — а потому что в конце концов я все равно превратился в боевую машину. Просто пользовался для достижения цели другими способами.
Например, едва ли не самые ценные навыки в ветке обаяния — те, что позволяют переманивать врагов на свою сторону. Работают они не на всех и не всегда, зато не требуют от вас вообще никаких усилий. Вы просто наводите оружие на рейдера, а он (возможно!) поднимает руки и переходит на вашу сторону, по сути, становясь еще одним напарником. Не слишком правдоподобно, зато удобно, чтобы устроить на поле боя сущую неразбериху.
Силовая броня — выбор немощных
Один из навыков в ветке интеллекта — «Ядерный физик» (Nuclear Physicist) — не только усиливает энергетическое оружие, но и здорово снижает потребление энергии силовой броней, почти избавляя вас от проблем с поиском батарей. Единственное, что вас должно отныне волновать, — это запасы металла для починки поломанных деталей доспехов.
Кроме того, силовая броня с ходу поднимает вашу силу до 11, фактически решая проблемы с грузоподъемностью у слабого персонажа. Мораль проста: если вы отыгрываете тощего умника и испытываете проблемы с выживанием, носите броню. Она сводит на нет главную беду вашего персонажа.
Важно помнить две вещи. Во-первых, в силовой броне вы не можете плавать — только ме-е-едленно топать по дну. Во-вторых, пока вы в доспехах, на вас не действуют положительные свойства прочей одежды. То есть если вы одеты в костюм, повышающий обаяние, перед разговором стоит снять броню.
Берите навыки на вырост
Еще одна причина, по которой десятки в обаянии и интеллекте были не лучшей идеей, — возможность задаром поднять параметры другими средствами.
Во-первых, это дают разбросанные по миру пупсы-волтбои, по одному на каждый из параметров S.P.E.C.I.A.L. Если у вас 10 единиц навыка, соответствующий пупс увеличит их число до 11 (иначе поднять параметр выше 10 навсегда нельзя). Но если, скажем, десятка в удаче вам нужна только ради последнего умения в соответствующей ветке, есть смысл начать с девяткой и потом компенсировать последнюю единичку пупсом.
По-другому параметры можно подтянуть одеждой и всякой химией. Они не позволят вам улучшать навыки, привязанные к этим параметрам, но если, скажем, нужно с переполненной сумкой совершить последний рывок до торговца, то принять на грудь бутылку водки (+1 к силе, -1 к интеллекту) вполне работающий вариант. Только остерегайтесь зависимости. Ее легко вылечить у врача, но до него ж еще дойти надо.
Если вы хотите взломать дверь или терминал, а нужных навыков нет, попросите помощи у компаньонов — у Кейт и Ника Валентайна соответственно. Ну и последнее: после того как вы выберетесь из Убежища-111, в том, что осталось от комнаты Шона, найдите книжку You’re S.P.E.C.I.A.L., которая даст вам еще одно очко параметров. Повезло, что она сохранилась по прошествии двухсот лет!
Не забывайте стрелять из укрытия
Легко упустить из виду, что в Fallout 4 можно стрелять из укрытия, как это делают NPC. Для этого подойдите вплотную к стене и зажмите кнопку, отвечающую за прицеливание. Герой высунется из укрытия, и вы сможете относительно спокойно навестись на цель. Конечно, часто проще выйти в поле, накачать себя «винтом» и, чередуя V.A.T.S. и реальное время, красиво все разнести, но бывают моменты, когда лучше не рисковать.
Собирайте всё
Серьезно. Ни для чего не пригодных предметов тут нет. Сначала вам будет не хватать клея для модификаций. Потом — болтов, проводки, керамики, стекла. В общем, собирайте всё, что подвернется, если хотите улучшать экипировку. А вы наверняка хотите, потому что это здесь едва ли не самая интересная механика. По крайней мере, по части создания предметов «Ведьмаку 3» и Dragon Age: Inquisition есть чему поучиться у Fallout 4.
Так вот, ресурсы для модификаций и строительства берутся, прежде всего, из разбросанного по миру хлама, которому раньше не находилось никакого применения: из всяких тарелок, ложек, костей, лабораторных инструментов и прочей ерунды. Всю дребедень можно сбросить на верстак, нажав одну кнопку, поэтому проблема забитого рюкзака в Fallout 4 стоит далеко не так остро, как прежде.
Извлекайте пользу из ремесел и поселений
Перк «Местный лидер» (Local Leader, 6 единиц обаяния) критически важен, если вы хотите не просто строить поселения, но и извлекать из них пользу. На втором ранге навыка вам позволяют возводить торговые лавки, ценные не столько возможностью что-то купить или продать, сколько постоянным притоком денег. О финансовых проблемах можно будет забыть.
По большому счету, пользуясь ремесленными перками и добываемыми в поселениях ресурсами, вы можете разжиться вообще всем, что может понадобиться. Из богатой рассады тошки, например, химик произведет горы нужного для улучшений оружия клея, а из избытков водных ресурсов всегда можно пополнить свои запасы. Все добро, что производит поселение, складывается в меню мастерской, откуда его и можно забрать.
Ну и само собой, когда вы осваиваете новую площадку для поселения, первое, что стоит сделать, — очистить ее от руин, остовов машин, сломанной мебели, бревен и прочего. Странно видеть, как выходец из Убежища за несколько минут убирает территорию эффективнее, чем все население Пустоши за двести лет, но, в любом случае, из такого мусора добывается много стали, древесины и других базовых ресурсов.
Выберите одну пушку (но не забывайте про запасные)
Практика показывает: пройти игру можно с любым оружием, если вы поддерживаете его в хорошем состоянии. Конечно, от ржавых самодельных пистолетов радости куда меньше, чем от артефактных отбойников и плазменных винтовок (даже если вы пришпилите к самопалу все возможные примочки), но и они помогут делу, если сосредоточиться на чем-то одном и развить правильный перк, повышающий урон конкретно от этого вида оружия.
Но помните: патроны рано или поздно заканчиваются, особенно если вы стреляете очередями. Полезно иметь запасную пушку под другой калибр или просто быть готовым перейти на трофейное оружие. Идти, скажем, с лазерным пистолетом на синтов — не худшая идея, ведь с каждого из них вы подберете больше батареек, чем потратите.
Ищите и экспериментируйте
Игры Bethesda всегда были и будут про эксперименты. Эксперименты с параметрами, с ситуациями, с модификациями, в конце концов. Стал бы Skyrim настолько популярным, если б не дурацкие видео, в которых NPC надевали на голову ведра, а медведи летали в космос? Стал бы, конечно. Но не настолько.
Каждая игра Bethesda — это огромная «песочница» с простым набором правил, коим, как показывает практика, совсем не обязательно следовать в точности. Сунуться куда не просят, сделать что не надо. Эти правила не так уж сложно обойти, отыскать в них лазейку, которая заставит игру вывернуться наизнанку, а потом изобрести какой-нибудь хитрый выход из ситуации.