История серии MAFIA (2-я часть)
Руководство и прохождение по “Mafia 2”
Продолжения именитых серий, выходящие через многие годы, сразу же попадают в группу риска. Делать точную копию старого хита, не привнося в него ничего нового, бессмысленно — игры не стоят на месте, жанры эволюционируют, и отсутствие определенных привычных элементов уже считается дурным тоном. А жаль, ведь иногда очень хочется, чтобы все было просто по-старому.
Штиль перемен
Вот здесь жил маленький Вито. И не скажешь, что семья неблагополучная.
Mafia II, как слон-живописец из басни Михалкова, стремится понравиться всем — и консольщику, и компьютерщику; и любителю поводить машину, и ценителю сюжета; и тому, кто предпочитает дотошно исследовать мир, и поклоннику скоротечных боевиков. Неудивительно, что результат получился несколько. хаотичным.
Начнем с главного — собственно перестрелок. В бою мы продвигаемся от ящика к столбу, от столба к бочке и, изредка выглядывая, разим врагов меткими выстрелами в голову. Процесс затягивается, а попытки плюнуть на все и пройтись по уровню в полный рост прервет первый же враг с дробовиком или, хуже того, «магнумом». Ну а миссию придется начинать заново, потому что традиционного сохранения тут не предусмотрено — только в редких контрольных точках.
Как отличить настоящего полицейского от переодетого бандита? Да по ботинкам! Копу такие явно не по карману.
Бои красиво срежиссированы, радуют разнообразием декораций; порой даже встречаются моменты, где можно вдоволь оторваться и пострелять из пулемета. Но все равно к середине игры основные действия сводятся к алгоритму: прыгнул в укрытие — дождался, когда у врага закончатся патроны, — убил его и спрятался назад.
Большую часть игры мы проведем за рулем. Но отнюдь не в погонях с перестрелками (они здесь есть, но очень мало) — нет, мы будем просто ездить. Из точки «дом» в точку «бар». Из точки «бар» в точку «бойня». А из точки «бойня» — обратно в точку «дом», после чего миссия будет считаться завершенной.
Изредка нам будут включать секундомер, чтобы не расслаблялись. Совсем не часто будут появляться другие активные участники заезда, как правило с автоматами и очень злые, — от них нужно удирать. Другой вариант — особо важные персоны, которых предписывается догонять и ловить. Но и те и другие не слишком стараются, и проблемы могут возникнуть разве что из-за вездесущих таксистов. Очень уж они любят на скорости в шестьдесят миль в час внезапно свернуть в сторону или перестроиться в другой ряд.
Самый простой способ поймать врага на машине: обогнать и подрезать.
В таком вот положении и происходят практически все бои.
Тройку китов игрового процесса замыкают рукопашные драки. Выглядит это так: отсиживаться в блоке, пока враг не ударит пару раз и не устанет, затем провести ответную серию. Повторять, пока враг не кончится. Меняется обстановка, противники, мотивы, но сам процесс остается прежним.
В промежутках между основными занятиями придется переделать еще уйму разных дел: фарцевать сигаретами, продавать талоны на бензин, мыть окна, пол и писсуары. Да только абсолютно все это выполняется одной-единственной клавишей! Мы подходим к объекту, жмем «Е» и секунд сорок наблюдаем, как Вито самозабвенно возит тряпкой. И промотать эти сценки никак нельзя, даже при повторном прохождении.
Некоторые сомнения вызывает и моральный облик главного героя. Помните, кем был достопочтенный Томас Анджело? Простым таксистом, которого жизнь не просто подтолкнула, а нагло спихнула на скользкую дорожку. Но даже погрязнув по уши в преступных делах, он сумел остаться человеком.
Настоящему итальянцу ничто не помешает насладиться чашечкой кофе. Даже летящие в спину пули.
А что же Вито Скалетта? Еще мальчиком отец перевез его вместе с остальной семьей с Сицилии в Эмпайр-Бэй. Хорошей работы эмигрантам не нашлось, отец горбатился за копейки в порту, потом начал выпивать, влез в долги. А Вито начал промышлять неумелыми грабежами, на чем однажды и попался. Вместо тюрьмы он предпочел отправиться обратно на Сицилию в составе штрафного батальона американской армии. Получив ранение, командировался повидать семью, да так в Америке и остался — помогать родителям. Обычная для того времени история.
И вот наш герой вновь вступает на скользкий путь, чтобы накопить денежек и расплатиться с долгами отца. Дальше происходит совсем не то, чего стоило ждать от порядочного человека. Вито продолжает заниматься криминалом. Сам, добровольно. Он грабит, ворует, убивает, и с каждой главой его преступления становятся все страшнее и страшнее. Зачем? Это мы узнаем примерно в середине игры. Как скажет он сам: «Я мечтал о деньгах, машинах, женщинах, уважении, свободе. » Да уж, масштабные мечты, ничего не скажешь.
И хоть при всем этом Вито порой мучает совесть, переживать за него не так-то просто. Сюжет пестрит штампами и легко просчитывается на главу-другую вперед. А единственный искренний приступ отчаяния Вито продемонстрировал, когда ирландские конкуренты сожгли большую часть его «нажитого непосильным трудом» имущества.
Ну в какой еще одежде можно продавать сигареты?
MAFIA 2 сюжет и т.д.
События «Mafia 2» разворачиваются в 1943—1951 годах в вымышленном городе Эмпайр-Бэй, где заправляют три мафиозные «семьи»: Винчи, Клементе и Фальконе. Встав на сторону одного из кланов, игрок будет медленно, как и в первой части, зарабатывать почёт и уважение преступного мира.
Главный герой, Вито Скалетта, в детстве переехал вместе со своей семьёй из Сицилии в США. Будучи мальчишкой, Вито думал, что в Америке все его мечты станут реальностью, однако на деле всё оказалось иначе. Его отец, Антонио Скалетта, работал в порту, получая за свой труд гроши. Через несколько лет Антонио, будучи пьяным, упал в воду и утонул. Семья Вито испытывала денежные трудности, из-за чего в детстве он связался с Джо — хулиганом и вором. Со временем они с Джо стали лучшими друзьями.
Шли годы, Вито и Джо выросли, но их пыл и стремление к лёгким деньгам не угасли. Однажды во время ограбления ювелирного магазина они были замечены полицией, началась погоня. Джо удалось скрыться, а Вито поймали. Его наверняка посадили бы в тюрьму, но шла война и на фронте нужны были солдаты. Поэтому Вито предоставили выбор и он предпочёл отправиться на войну.
В 1945 году, вернувшись с войны подлечиться после ранения обратно в Эмпайр-Бэй, Вито узнаёт, что в то время, в которое он сидел в окопах, Джо подрабатывал у местных мафиози, благодаря чему тот заработал себе на такую роскошь, как машины и новая квартира. С тех пор Вито становится членом преступного мира.
Сначала Джо знакомит Вито с Майком Бруски(автоугонщиком и мастером) и Дереком Паппалардо (главой профсоюза докеров и по совместительству капо семьи Винчи). Вместе с Джо они начинают работать на семью Клементе (выполняя для них несколько заданий, в том числе заказное убийство, где им помогает Генри (специалист по мокрым делам семьи Клементе)), где им предлагают войти в семью за чисто символическую сумму… 5000 долларов. Вскоре Вито сдает один из рабочих АЗС (он продавал ему и другим рабочим краденные талоны на бензин), после чего Вито сажают в тюрьму на 10 лет за растрату государственного имущества (бензина). Там он знакомится с Лео Галанте — консильери семьи Винчи, который увидел в Вито прекрасного «тюремного» бойца. По ходу игры Лео посвещает главного героя во все тонкости мафиозного дела. Сидя в тюрьме, Вито узнает, что его сестра Франческа выходит замуж, и что его мама серьёзно заболела, и Вито отдаёт все деньги на врача и свадьбу Франчески. Вскоре Вито узнаёт, что его мама умерла, и все его деньги ушли не на свадьбу и подарок сестре, а на похороны матери Марии. Далее Лео выходит на свободу и, с помощью своих связей, уменьшает срок Вито на четыре года.
Настал 1951 год. Зимняя атмосфера игры сменилась на летнюю, поменялись также автомобили, одежда, город зажил новой жизнью, в отличии от Вито. Он снова начинает работать на мафию, но в этот раз на семью Фальконе. Сначала он знакомится с заместителем дона Фальконе — Эдди Скарпа. Вскоре узнаётся, что Лео Галанте «похлопотал» за него, и оба друга — Вито и Джо стали солдатами на службе мафиозной семьи у Карло Фальконе. Карло Фальконе сообщает Вито, что Клементе похитил бухгалтера и двоих содлат семьи Фальконе — Харви Бинса, Тони Бальзама и Фрэнка. Вито следит за Лукой Гурино (капо семьи Клементе) и находит солдат Фальконе на скотобойне Клементе, где Вито вместе с Тони убивают Луку. После, Дон Фальконе доверяет друзьям особое задание — убить дона Клементе, который не соблюдал законы Коза Ностры. Джо взял с собой на задание Марти(друга Джо, которому всего 18 лет и мечтающему стать гангстером). Во время задания Марти погибает и Джо убивает Клементе. Генри, работающий на убитого дона Клементе просит у Вито поговорить с доном Фальконе о его дальнейшей работе на новую семью. И первое задание Генри, в качестве солдата Фальконе, было убийство Лео Галанте, друга Вито, Скалетта, прибыв в дом Лео раньше Генри, спасает его от убийства(у игрока здесь 2 пути, попасться Генри или сбежать незаметно, все равно Лео выживет) и отправляет на поезде в Лост — Хевен. Некоторое время все идет, как по маслу: дорогие машины, вилла в лучшем районе города, красивые женщины. Но трое друзей решаются провернуть свое дело, в тайне от главы семьи: Генри узнал, что китайская мафия продает наркотики за смешную сумму, которую за неделю можно было бы утроить. За деньгами друзья идут к ростовщику-еврею Бруно, который дает нужную им сумму под огромный процент. Но после покупки «наркоты» у Джо, Вито и Генри начинаются по-настоящему большие проблемы: сначала у выхода из китайского завода их встречают бандиты, переодетые в полицейских, потом китайские наемники убивают Генри. В итоге Джо и Вито остаются без гроша в кармане, Фальконе узнаёт о сделке и забирает свою долю, да еще и нужно отдать долг мафиозному ростовщику. Эдди дал работу Джо и Вито убить одного бывшего мафиози, сдавшего свою семью, которым оказывается Томас Анджело (главный герой первой части игры). После успешного выполнения задания, Вито идет работать в доки к Дереку, где ему поручают унять толпу разбушевавшихся рабочих. Рабочие ему рассказали правду о начальнике доков: отец Вито погиб не случайно. Его утопил Стивен Койн, шестёрка Дерека, по приказу самого Дерека. Далее Скалетта мстит за гибель своего отца и похищает все деньги из сейфа директора доков. С похищенными деньгами Вито направляется к Джо, но Джо нигде нет. По ходу поисков Джо , Вито приходит к людям Винчи которые его вырубают и везут к самому Винчи . Винчи крайне не доволен положением дел в городе и допрашивает(с помощью силы) Вито и Джо, что они знают о бойне в Чайнатауне(который разнесли Джо и Вито за смерть Генри), но Вито и Джо утверждают что понятия не имеют о чем он. Вскоре наши герои вырываются с места пыток, перебив кучу людей Винчи, отправляются к ростовщику отдать деньги . Все проходит гладко и Вито отдает деньги . Затем Вито звонит Эдди, который требует срочно приехать к Фальконе в обсерваторию для важного разговора. Вито одевается и идет по улице, его приглашают сесть в машину, где того встречает Лео, которого недавно спас Вито . Лео говорит, что все знает про убитых китайцев в квартале, об обвинениях в сторону Винчи, дело идет к тому что Вито хотят убрать. Но Лео, «похлопотав» за Вито, выбил ему задание, которое спасет ему жизнь, убить Фальконе. Вито соглашается. После долговременной перестрелки Вито заходит в планетарий, где находится Фальконе. Вито уже собиратеся убить Фальконе, но к его виску приставляют ствол, и кто бы это мог быть? Джо, которого Фальконе подкупил льстивым предложением стать его капо. Вито просит поверить ему и убить Фальконе вместе, Джо соглашается. После убийства Фальконе, Вито и Джо выходят из логова врага, а на улице их ждут люди Винчи во главе с Лео. Лео спрашивает хорошо ли все прошло, на что Вито отвечает, что Фальконе мертв. Вито просят сесть в машину к Лео, когда Джо садится в другую . Машины едут по трассе, внезапно машина с Джо, сворачивает за поворот, когда как Вито в другой машине едет дальше. Вито спрашивает в чем дело у Лео, на что Лео отвечает:”Прости, Джо в сделку не входил”, то есть он «откупил» лишь Вито — очевидно они с Джо поехали к Винчи…
Персонажи
Главные
Витторио “Вито” Скалетта
Главный герой игры. Соучастник семьи Клементе, затем солдат семьи Фальконе, а потом Винчи.
Джозеф “Джо” Барбаро
Лучший друг Вито. Соучастник семьи Клементе, затем солдат семьи Фальконе.
История разработки Mafia
По сравнению с кинематографом игровая индустрия очень бедна на истории про мафию первой половины двадцатого века. Если вспомнить навскидку, хоть сколько-нибудь интересные тайтлы пересчитываются пальцами одной руки. А ведь гангстерская тема до безумия колоритна и, кстати, опять же, благодаря кинематографу. Все эти строгие костюмы и широкополые шляпы, Смит-энд-Вэссоны и Томми-ганы. Крестные отцы, их правые руки и предатели сыновья. И если выбирать главную мафиозную видео игру всех времен и народов, на ум сразу приходит Mafia: The City of Lost Heaven. Никакие The Godfather, L.A. Noire или даже сиквел к Lost Heaven не смогли в дальнейшем вызывать у игроков такую же ностальгию как неожиданные приключения в жизни обыкновенного таксиста из первой Mafia.
7 октября 2016 вышла долгожданная Mafia 3, разработанная американской студией Hangar 13 совместно с компанией Illusion Softworks, что сотворила оригинал, только уже сменившей и имя (на 2K Czech), и состав. На игру тут же полился шквал критики, в котором практически все как один сходятся во мнении, что в плюсы Mafia 3 можно записать разве что кат-сцены и не самый скучный сюжет, в то время как все остальное не выдерживает давление ожиданий современных игроков.
Вполне возможно, не будь у игры такого значимого прошлого, к Mafia 3 относились бы лояльней. Со дня анонса она была обречена на сравнение с предшественницами, несмотря на то, что разработка первой из них застала еще прошлый век.
Mafia: The City of Lost Heaven
Первые шаги в разработке The City of Lost Heaven начались в 1998. В то время чешская студия Illusion Softworks была еще совсем молодой командой, однако уже успела заявить о себе и даже обзавестись отношениями с солидным издателем Take-Two Interactive. Изначально над игрой работали всего девять человек, во главе которых стоял художник и сценарист Даниэль Вавра. Даниэль до сих пор считается истинным отцом серии и именно на него указывают пальцы любителей критиковать последние части франшизы. Сам Вавра вспоминает, что стал геймдизайнером ненамеренно, ибо просто лучше других видел концепцию игры в целом.
«Идея заключалась в том, чтобы дать возможность игрокам почувствовать себя, будто они смотрят фильм а-ля «Крестный отец» или «Славные парни». Я хотел рассказать историю трансформации молодого человека, присоединившегося к мафии, взлетевшего до вершин, и затем упавшего на самый низ».
Первая альфа игры кардинально отличалась от конечного варианта и была сделана на движке прошлого проекта студии — тактического шутера Hidden and Dangerous. Автомобили были намного однообразней, равно как и сеттинг. Модели были чересчур угловатыми и неживыми. Что уж говорить, предполагалось, что проект должен был стать неким аналогом Driver, а назывался он в то время «Gangster». Спустя два года студия пополнилась несколькими специалистами и решила, что надо все делать заново. Было решено построить новый движок с нуля.
По первоначальным замыслам Mafia должна была включать в себя мультиплеер, гонки и другие элементы. К примеру, город задумывался как наполненное, оживленное место. Если бы разработчики осуществили задуманное, на улицах бы стояли продуктовые лавки, а горожане бы переговаривались между собой, в дождь ходили с зонтиками, а в солнечную погоду кормили птиц.
«Мы решили изобразить типичный город восточного побережья США в 30-е, но в то же время место должно было быть выдуманным. Мы не могли позволить себе воссоздавать реальный город по кусочкам».
В итоге, из-за задержки с релизом, игру обогнала GTA 3, еще один симулятор бандита в городе с ездой на автомобилях и некоторой свободой действий. Но, тем не менее, единственным сходством между играми был открытый мир и бандитская тематика. В GTA 3 чувствовалась аркадность, унаследованная от 2D-частей, в то время как Mafia старалась рассказать историю для взрослых.
Вавра вспоминает: «Я очень рад, что мы дали игрокам то, чего обычно они не получали в видео играх. Я горд эпизодами без насилия, вроде свидания с Сарой, подготовки ограбления, или когда герой таскал ящики с виски».
Таким образом, разработчики пытались гармонично соединить экшен, драму и юмор, создав жизненную атмосферу. Многим из команды затея казалась рискованной, и успех ее вызывал сомнения.
«Кажется, что большинство криминальных игр не содержат самого главного. Все они пытаются строить из себя абсолютную песочницу с бескрайними возможностями, и за всем этим теряется суть и душа игры».
Сами же разработчики не хотели создавать симулятор-песочницу. Они хотели показать всю жестокость выбранной главным героем жизни, но без сюжетных клише и стереотипных персонажей.
Кстати, о жестокости. Даже учитывая все перестрелки, драки и насилие в игре, большинство конкурентов Mafia с легкостью дали бы ей фору по количеству трупов на минуту геймплея.
«Мы всегда следили, чтобы враги не оказывались в том или ином месте просто так. Если противников становилось больше, значит, кто-то позвонил в полицию или что-то в этом роде».
Подводя итог своей работе, Вавра и по сей день доволен результатом.
«Было сделано немало ошибок. Город, сюжет, мы все могли сделать куда лучше. И определенно сейчас я бы не заставил игрока так много ездить в первых миссиях игры. Тем не менее, я был очень горд тем, что получилось и тем, как близко мы подобрались к изначальному видению Mafia: The City of Lost Heaven».
Mafia 2
Закончив первую часть, студия тут же принялась за продолжение. От начала до конца разработка заняла семь лет, за которые создатели успели столкнуться с рядом технических трудностей и кардинальных изменений в структуре компании. Все это не лучшим образом сказалось на продуктивности Illusion.
Правда, в 2003 на горизонте еще не было видно никаких проблем. Illusion Softwork наслаждались успехом первой части и решили смастерить для новоиспеченных поклонников дополнение. Очень скоро было решено, что вместо этого команда готова заняться Mafia 2 и разработчики озадачились поисками подходящего движка, таким образом, ознаменовав первый круг производственного ада.
Команда выбрала RenderWare, движок от Criterion Software, на котором был сделан не один тайтл Rockstar (Manhunt, GTA: San Andreas). Далее, когда появились предложения выпустить игру на консолях, все пришлось переделывать на Unreal Engine 3. В конце концов, и с ним возникли свои трудности, поэтому пришлось в третий раз пересобрать Mafia 2, но уже на своем собственном движке.
Более или менее играбельную версию в итоге удалось получить только в 2008. Как раз в это время в двери студии постучался издатель 2K Games и выкупил Illusion Softworks, превратив ее в 2K Czech.
Неизвестно по этой ли причине, но из компании начали уходить сотрудники. Не считая основателя Illusion Петра Вачозка, самой большой потерей, конечно же, является сам Даниэль Вавра. Судя по интервью, на протяжении семи лет геймдизайнер то уходил, то возвращался к разработке, но на момент выпуска Mafia 2 в 2K Czech Даниэль уже точно не числился. Возможно, именно уход ключевых фигур компании стали причиной не раскрытия всего потенциала Mafia 2, которая так и не стала в головах ярых фанатов «настоящей Мафией».
Касательно разработки, для второй части Вавра хотел попробовать создать что-то совсем другое. Пожалуй, одной из самых ярких его задумок стало то, что события игры охватывают два временных промежутка: зимние 40-ые и летние 50-ые. Главной трудностью разработчиков стало создание двух сеттингов, передающих разные эпохи со своей музыкой, настроениями, модой, и техническим прогрессом.
С событиями предыдущей части игру решили не связывать. Вместо Lost Heaven игрокам предоставили Empire City, прототип Нью-Йорка, для реалистичного изображения которого разработчики отправились на несколько недель в «Большое яблоко» с фотоаппаратами наперевес. В итоге тысячи фотографий зданий, улиц, авто и людей превратились в Empire City, который, кстати, раза в два больше Lost Heaven.
Несмотря на то, что со времен первой части вышла не одна криминальная игра, разработчики не боялись сравнений.
«Мы совершенно не переживаем, что игру будут сравнивать, например, с тем же The Godfather от EA. Mafia 2 будет гораздо лучше и продолжит делать то, за что ее и любят — позволять игрокам почувствовать себя на месте классического гангстера, переживающего отточенную историю».
Одним из элементов, обеспечивших успех первой части были автомобили. Обилие моделей того времени и отличное реалистичное ощущение от вождения сделали свое дело. В сиквеле разработчики решили пойти немного дальше, и на волне популярности аркадного легкого стиля вождения предоставили игрокам возможность выбирать между классическим и облегченным управлением. К тому же для того, чтобы украсть понравившуюся модель, игроку теперь придется гораздо больше возиться с отмычками, но зато все модели доступны с самого старта игры.
Точно также как Дон Корлеоне из «Крестного отца» был создан по образу мафиози Карло Гамбино, так и сюжет Mafia 2 зачастую был навеян чтением Даниэлем тематической литературы. Вдобавок над игрой трудились выпускники киноакадемий и помогали Варва оформлять его идеи. К слову, итоговый сценарий насчитывал 600 страниц и около 300 говорящих персонажей.
По словам одного из разработчиков все мафиозные короли поп-культуры оказали влияние на игру. Диалоги персонажей написаны под вдохновением от «Клана Сопрано», а арт под вдохновением от «Проклятого пути». Не обошлось и без влияния популярного в то время сериала «Безумцы».
В конце августа 2010 Mafia 2, наконец, получила долгожданный релиз, но проблемы на это не закончились. Консольная версия откровенно проигрывала версии для ПК, а с Италии вдруг полетела критика по поводу расизма. Вдобавок, персонажи игры поставили рекорд, произнеся слово «fuck» 397 раз и побив тем самым предыдущий результат, установленный «The House of the Dead: Overkill».
Так или иначе, подо всеми этими событиями и шумихой оказалась отличная игра, снискавшая у игроков гораздо больше признания, чем ненависти.
Скорей всего, именно на второй части поклонники серии предпочитают закончить отсчет. Уже через пару дней после выпуска Mafia 3 разработчики выпустили патч, улучшающий управление и увеличивающий фреймрейт. 2K Czech уверяют, что продолжают исправлять игру, но что толку? Главный бой уже проигран.
Никто не ждал от Mafia 3 инновационных откровений. Та же вторая часть не совершила революции, но более или менее оставалась верна атмосфере оригинала. Примечательно то, что вовлечение в разработку Вавра прямо пропорционально успеху франшизы. Так что если только геймдизайнер в будущем не вернется перезапускать серию, вряд ли нас ждет Mafia 4.