Mafia: Стала ли серия хуже?
Почему “Мафия 3” оказалась худшей игрой в серии и что делать дальше
У новой «Мафии» ровно одна фундаментальная проблема, которая потенциально неплохую игру превращает в ничем не примечательный экшен. Вместо концентрированного сюжета авторы предлагают игру, состоящую из одинаковых эпизодов, которые, в свою очередь, распадаются на однотипные миссии, повторяющиеся раз за разом. Иногда это интересно, но это не та «Мафия», которую мы ждали.
Наша оценка: 6,5 из 10.
О чем новая «Мафия»?
Действие игры происходит в американском городе Нью-Бордо, списанном с Нового Орлеана конца 60-х годов прошлого века. Линкольн Клэй, сирота и ветеран войны во Вьетнаме, возвращается домой в гетто, где впутывается в криминальную историю с печальным концом.
Друзей главного героя из-за денег убивает глава местного мафиозного клана Сэл Маркано, и Линкольну не остается ничего, кроме как мстить за смерть близких.
Однако, чтобы добраться до Маркано, нужно сначала разобраться с его многочисленными помощниками. Для этого приходится завоевывать город, район за районом, пока весь Нью-Бордо не станет подконтрольным Линкольну и его соратникам.
И что в этом плохого?
Дело в том, что на протяжении всех 20, а то и 30 часов нужно выполнять совершенно одинаковые миссии. Захват района каждый раз происходит по одному и тому же сценарию. Чтобы добраться до мафиозного лейтенанта, контролирующего какую-то территорию, следует отжать два бизнеса у его приспешников.
Для этого нужно допрашивать мелких сошек, убивать особо важных бандитов, красть деньги с предприятий, поджигать разную продукцию на складах (миссии обычно варьируются от района к району, но интереснее от этого не становятся).
По описанию звучит, как Assassin’s Creed: Syndicate, верно?
Абсолютно! Авторы «Мафии 3» явно создавали механику открытого мира с оглядкой на игры Ubisoft. В этом, наверное, нет ничего плохого, некоторым такой подход даже нравится. Но серия «Мафия» всегда была ориентирована на сюжет.
История играла ключевую роль, а не тысяча необязательных активностей. А здесь у нас экономическая стратегия, которая преподнесена в виде экшена от третьего лица, где нужно крышевать предприятия и повышать их доходность, занимаясь поставками контрабандного виски или марихуаны.
А есть какая-нибудь вариативность во время миссий?
Обычно игрок стоит перед выбором, убить всех из томми-гана или расправиться с каждым врагом по одиночке, заманивая за угол, чтобы никто не отыскал бездыханное тело. В первом случае мы получаем довольно стандартный экшен с укрытиями, во втором — не менее привычный стелс. Тут даже нечего добавить.
«Мафия 3» как-то связана с предыдущими играми серии?
Да, одним из помощников Линкольна является Вито Скалетта, главный герой «Мафии 2». Он уже не так энергичен, как раньше, поэтому активного участия в войне против Сэла Маркано не принимает.
Зато Вито контролирует районы, которые мы захватываем, дает задания, а его подчиненные могут приехать и помочь в перестрелке, если придется совсем туго.
А кто еще помогает Линкольну в его деле и какая от них польза?
По ходу повествования к главному герою присоединятся гаитянка Кассандра и ирландец Томас Берк, которые, как и Вито Скаллетта, будут управлять своей частью теневой деятельности в Нью-Бордо от имени Линкольна.
Если выполнять их поручения и захватывать для них новые территории, то повышается не только размер откатов, но также появляются полезные услуги.
Кто-то по звонку пригоняет нужную машину, кто-то помогает оторваться от полиции, а кто-то отрубает телефоны, чтобы очевидцы ваших преступлений не могли вызвать копов.
«Мафия» всегда отличалась от аналогичных игр вниманием к деталям. Что в третьей части?
По правде говоря, все, что мы любили, бесследно пропало. В «Мафии 3» в автомобилях не кончается бензин, мыть их нельзя, а чтобы угнать транспорт, достаточно разбить стекло, как в Grand Theft Auto 5, — мини-игра со взломом замка исчезла.
Кроме того, полиция никак не реагирует на превышение скорости, ДТП и проезд на красный свет. На глазах у копов можно делать все, кроме стрельбы — на вас просто не обращают внимания.
А угнанные машины полицейские почему-то не ищут, так что перекрашивать их и перебивать номера теперь не нужно. Как не нужно менять одежду, чтобы оторваться от преследования — достаточно просто покинуть радиус поиска и подождать пару минут.
Не может же быть все так плохо? Наверняка у игры есть сильные стороны.
Вообще-то кое-что есть. Когда под музыку Джими Хендрикса или The Rolling Stones едешь на тарахтящем пикапе, еле-еле разгоняющемся до 40 миль в час, по тускло освещенной дороге посреди болота, понимаешь, что со вкусом у авторов все в порядке. Несмотря на утрату многих мелочей, которые были отличительной чертой серии, фирменный шарм остался на месте.
Нужно понимать, что это не та «Мафия», где каждая, даже самая незначительная деталь имеет значение, а сюжет показывает трагическую судьбу человека, по воле случая попавшего в очень непростые обстоятельства. Это, скорее, игра про то, как на пижонском оранжевом Camaro 67-го года мчаться на очередную разборку, пуская дым из-под колес.
Никто не говорит, что «Мафия 3» — грандиозная игра, но и откровенно скучной ее тоже не назовешь.
Читайте также:
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Мнение: Mafia 3 — лучшая игра серии?
Вчера неожиданно для всех в сеть начали просачиваться слухи о сиквеле Mafia 3. Подробнее о гипотетической четвертой части можно прочесть в соответствующей заметке на нашем сайта, но если говорить вкратце, то вероятнее всего геймеров ждет возвращение к корням. А именно: игра в сеттинге итальянской мафии, но 70-х годов. Между тем именно Mafia 3 была лучшей частью серии. Непопулярное мнение, не правда ли? К счастью, его вполне можно обосновать.
Дело тут вот в чем. Сериал Mafia от чехов из Illusion Softwork никогда не обладал узнаваемым почерком. Его успех — это просто удачное стечение обстоятельств, помноженное на практически полное отсутствие интерактивных криминальных боевиков с налетом драмы. Первая часть, носившая подзаголовок The City of Lost Heaven, просто-напросто вышла в нужное время в нужном месте. В начале нулевых мало кого волновало качество конечного продукта, если этот продукт предлагал не просто крутую историю (таких игр уже тогда хватало), но дарил геймерам, пусть и мнимую, свободу действий, помноженную на окутанный ореолом бандитской романтики сеттинг. «Мафия» была «Крестным отцом» от мира игр — кривым, штампованным, но единственным и неповторимым. И ничуть не стеснялась этого.
Игра рассказывала историю простого таксиста, который волею судеб оказался втянут в бандитские разборки и спустя годы поплатился за свою криминальную молодость. Выйди этот сюжет в формате полного метра или многосерийного фильма, его с большей долей вероятности раскатали бы катком не только критики, но и простые зрители — слишком много заимствований. Но для игр такой формат оказался в новинку, и The City of Lost Heaven приняли. В нашей стране и вовсе сложился какой-то нездоровый культ игры Illusion Softwork. Ее возносили до небес, при этом признавая, что по части геймплея она совсем не конкурент GTA 3.
Скажу честно. В начале нулевых меня не проняло. Я опробовал «Мафию» в 2004-ом году, и после пройденной ранее Max Payne 2 от Remedy местные потуги на боевую систему и миссии показались совсем смешными. Безусловно, сравнивать линейный боевик с песочницей некорректно. Однако сама «песочница» в The City of Lost Heaven была настолько факультативной, что лучше бы ее попросту не было. Ехать на задание несколько минут реального времени? Таскать ящики? Терпеть плохую стрельбу? Зачем все это нужно, если для песочницы есть великолепная Vice City, а сюжет и стрельба хороша (но не идеальна) в The Fall of Max Payne? При этом я не смею утверждать, что первая «Мафия» была плохой игрой — не была. Но ее очень сильно перехвалили, а многие охи и вздохи выдали скорее авансом, нежели за реальные заслуги. Потом Illusion Softwork на долгие годы занялась боевиками о вьетнамской войне, а к своему криминальному сериалу вернулась только в конце нулевых.
Вернулась и… снова наломала дров, причем там, где геймеры совсем не ждали. Если с геймплейной точки зрения чехи сотворили коридорный боевик с возможность кататься по городу (и эти механики работали, в отличие от оригинала!), то вот с сюжетом получился откровенный каламбур. Сценаристы нарисовали образ главного героя небрежно. В результате, Вито Скалетте воспринимался как пустоголовый дегенерат с замашками на получение премии Дарвина. Конечно, еще в 2010 году находились защитники такого подхода. С их точки зрения, авторы выписали эталонный образ итало-американского гопника. Этот взгляд имеет право на жизнь, вот только с точки зрения драматургии образ Вито вообще никак не раскрывался. Он не был двигателем истории, а просто, словно бревно, плыл по течению от одних начальников к другим. Разработчики даже умудрились запороить личную драму персонажа. Смерть близкого человека будто никак не сказалась на Вито — он до финальных титров остался таким же кретином.
И вот, наконец, вышла третья часть. В абсолютно новом сеттинге. Вместо Нью-Йорка — Новый Орлеан. Атмосфера юга США, аллигаторы, джунгли, совсем другие головорезы в принципиально ином времени. На выходе — самая целостная часть серии, в которой (наконец-то) почти все сделано правильно. Правда, с небольшими нюансами. Подчеркнуть лишний раз стоит вот что: Mafia 3 — далеко не идеальная игра, но при этом лучшее, что выходило под этим брендом.
Обычно противники третьей части указывают на то, что она не про итальянскую Мафию вовсе. Где наши автоматы Томпсона, пальто, древние тачки, сухой закон и широкополые шляпы? Парадокс знаете в чем? Mafia 3 как никогда подробно рассказывает историю итальянской мафии, просто делает это от лица персонажа, который всеми силами старается уничтожить ячейку картеля в своем родном городе.
Сюжет триквела — это история личной мести. И уже только потому он дает сто очков форы всему, что выходило в сериале прежде. У героя есть мотивация и он планомерно идет к своей цели, уничтожая один за другим бизнесы своего противника. Попутно геймеры получают какую-то прорву информации о криминальных структурах города, противостоянии между этническими кланами, социальном положении Нью-Бордо и страны в целом. И подается вся эта история самым блестящим образом: она сплетается из воспоминаний постаревших героев, свидетельских показаний, кадров хроники и роликов, описывающих события здесь и сейчас. И этот коктейль выверен. В нем нет лишних деталей. Персонажи, включая главного героя, не статичны — они меняются. Противники же далеко не всегда оказываются полными подонками — в общем, с точки зрения драматургии кругом-бегом правильный подход. И, как ни странно, про итальянскую мафию — про нее в третьей части сказано едва ли не больше, чем в двух предыдущих.
Вторая придирка (вопросы технического характера оставим за этими скобками) — геймплей игры. И вот с этим аспектом можно было бы даже согласиться, но вот беда: он в сериале от чехов никогда не блистал под светом софитов. The City of Lost Heaven была откровенной «пробой пера», сиквел начиная со второй его половины превращался в унылые пострелушки за укрытиями. Да, в Mafia 3 есть гринд и я терпеть не могу игру за это. Но в то же время, в отличие от унылой истории Скалетте, этот гринд предполагает хоть какую-то вариативность: как в порядке прохождения самих миссий, так и в возможных действиях на каждом из уровней.
К тому же он плотно вписан в бэк-стори сценария. Дело в том, что Линкольн ведет жестокую партизанскую войну. Он не герой-романтик, который ввязался в противостояние из патриотических чувств. Линкольну чужда мораль такого толка. Он — мститель. А мафиози — его жертвы. Люди, которые отняли у героя единственную семью и бросили умирать в пылающем здании. А что необходимо сделать, чтобы свалить верхушку спрута? Правильно, подорвать его основание.
Именно этим Линкольн и занимается на протяжении многих часов. Методично, шаг за шагом уничтожает основу криминальной империи итальянцев. И вот эта мелочевка в духе «убей вон того чувака, чтобы разозлить правую руку главы локации» объяснена логически и мотивирована сюжетно. Увы, для геймера все это скатывается к куче однотипных заданий. И это — объективный косяк третьей части. Но, давайте честно, масштаб трагедии все же слишком преувеличен. Да, в Mafia 3 хватает однотипных миссий, но точно также во второй части хватает унылых перестрелок, в которых вообще нет вариативности. Зато Mafia 3 может похвастаться хорошим сценарием, а вторая часть — нет. У нее на главных ролях обуратиненные уроды с синдромом «бабок мне, бабок».
У Mafia 3 есть куда как более серьезная проблема. Сюжетные миссии — те самые финальные раунды в каждом из районов — не сильно отличаются от рядовых квестов. Да, они чуть лучше поставлены и более подробно прописаны. Но без ощутимой разницы. Равно как нет десятка голливудских свистелок. Месть Линкольна вообще лишена вау-моментов из киношных блокбастеров. И это идет на пользу псевдодокументальной атмосфере.
В России у сериала «Мафия» есть одна ощутимая беда. Из-за разрыва между выходом первой и второй части каждая из них приходится на чье-нибудь детство. Например, мы больше чем уверены, что многие из наших читателей гоняли Вито Скалетте еще во времена своей начальной школы. The City of Lost Heaven же проходили потом до кучи — возможно, по обзору Мэдиссона. Оригинал же вышел в ту славную пору, когда даже взрослые игрожуры из начала нулевых смотрели на игры блестящими от восторга глазами и зачастую спускали «Мафии» откровенные косяки. Третьей части у нас не повезло во многом потому, что она другая. Повторюсь (это важно): она не лучшая игра вообще, но самая целостная и выверенная «Мафия» из всех.
«Невозможно отказаться». 10 лучших машин в серии Mafia
Машинам в любой части Mafia отведена важнейшая роль второго плана. Они — символ эпохи, будь то одутловатые и нерасторопные довоенные автомобили, резвые спорткары 1950-х или агрессивные маслкары 1970-х.
За рулем мы проводили львиную долю всей игры: перевозили грузы, участвовали в гонках, удирали от преследователей и просто катались по городу. Каждая машина очаровывала и запоминалась по-своему.
Вспомнив все это и пересмотрев трейлеры Mafia 3, мы выбрали десять лучших машин в серии: тех, что нам понравились в прошлых частях, и тех, на которых не терпится прокатиться в новой.
Mafia: The City of the Lost Heaven
Тридцатые. Время медленных машин, настолько монументальных с виду, что кажется, будто заводы тогда выпускали необработанные куски металла. Но именно в их нерасторопности и грубости кроется весь шарм. А скорость — она для гонок.
С Ace Fordor все знакомы по миссии «Вечеринка с коктейлями». И для большинства это был первый и последний раз, когда они садились за руль этой машины. Потому что этот драндулет тако-о-ой медленный, что при слабом разгоне с трудом поднимается на мост Джулиано. А уж если хорошенько побить машину, то ездить на ней становится просто невыносимо. Хуже только удирать (ха-ха!) от преследователей.
«Шуберт» удобен в управлении, достаточно быстр и прочен, а в кремовой с красным окраске и выглядит весьма недурно. Нельзя сказать, что он выделялся чем-то особенным, но для нас стал любимой машиной в игре. На «Шуберте» хотелось выезжать каждую миссию, однако скоро он начинал проигрывать в мощности новым разработкам вроде Celeste Marque 500.
На Brubaker 4WD нам приходилось ездить в той самой злосчастной гонке: некоторые до сих пор поминают ее исключительно крепким словом. И хоть это полноприводный болид, обуздать его было под силу не каждому. С ходу справлялись лишь бывалые пилоты автосимуляторов, а кое-кто даже подключал руль. Что до гонки, то она была тем еще испытанием. Кто-то осилил ее, только когда разработчики выпустили патч, понижающий сложность.
Кабриолеты тридцатых годов отличались продолговатый кузовом, близким к лимузинному, с обтекаемыми формами, нисходящими от капота, и общим стилем, стремящимся к футуризму. В Mafia одна из таких машин принадлежала главе преступного клана.
Когда садишься за руль Lassiter, чтобы выполнить поручение дона Сальери, автомобиль показывает себя весьма ходким спорткаром. И хотя он тяжел в поворотах, уж очень нам нравятся его скорость и внешний вид.
Без внимания нельзя оставить и еще один автомобиль из Mafia: The City of the Lost Heaven — Bolt model B Pickup. Его реальный прототип — 1932 Ford Model B Pickup.
Ключевую роль этот пикап играет в миссии «Сделка века», когда главному герою после яростной перестрелки на многоэтажной парковке приходится удирать от преследователей на мощных машинах. Сама Bolt model B Pickup же от понятия «мощная машина» довольно далека: она еле тащится по ровной дороге, а уж в горку, да еще и с несколькими ящиками контрабандного алкоголя в задней части кузова, и вовсе начинает терять скорость.
Нерасторопный пикап, как и неуправляемый гоночный болид, навсегда остался в памяти тех, кто хотя бы раз проходил первую часть серии.
Mafia 2
Другая эпоха, другие автомобили. Некоторые машины — тот же «Шуберт» — в сороковых еще разъезжают по улицам Эмпайр-Бэй, но в пятидесятых уступают место шустрым спортивным автомобилям.
Машина Джо, которую он приобрел себе после вступления в мафиозную семью. В миссиях выбор часто останавливался на ней из-за хорошей управляемости и недурной скорости. А после нескольких модификаций Smith Custom уже невозмутимо таранил копов и с легкостью уходил от погони. Под конец игры он был самой ходовой машиной среди горожан Эмпайр-Бэй и встречался на каждом шагу.
Ford Thunderbird позиционировался как «персональный автомобиль». Smith Thunderbolt в Mafia 2 представал в схожем свете. На нем просто хотелось кататься по дорогам города и красоваться перед дамами. И хотя машина не развивала умопомрачительных скоростей на автостраде, это компенсировалось удовольствием от управления и чувством, что вы ведете роскошное авто.
Хот-роды и бриолинщики — неотъемлемая часть Америки пятидесятых. Однажды Вито даже пришлось приструнить банду таких вот парней с намазанными гелем волосами. У них же он с напарниками угнал парочку Smith 34 Hot Rod, автомобилей, что с ходу показывали свой буйный непокорный нрав, срывались с места и едва ли не вставали на дыбы. Оставить себе этот хот-род, увы, разработчики не позволили. Видимо, потому, что он добавлялся в гараж с дополнением Greaser Pack.
Mafia 3
Неотъемлемой чертой того времени (конец 1960-х — начало 1970-х) были маслкары, автомобили агрессивные, непокорные по натуре и от того небезопасные. Аварии с их участием в свое время были массовым явлением. Водители попросту не могли справиться с их буйным нравом. Но именно опасность и зверская мощь маслкаров притягивают автолюбителей.
Mafia 3 вышла совсем недавно, и мы еще не успели вдоволь накататься по дорогам Нью-Бордо. И потому расскажем о прообразах наиболее интересных автомобилей из игры.
Серия автомобилей Pontiac GTO породила маслкары как класс, когда в 1964 году производитель проигнорировал ограничение General Motors на мощность движков. Примеру его последовали другие автоконцерны, и с тех пор едва ли не каждая сошедшая с конвейера машина была мощнее предыдущей. Гонка продолжалась до тех пор, пока не случился топливный кризис, вынудивший компании умерить аппетиты и вернуться к выпуску слабых, но экономичных авто.
Модель 1968 года, на которой основан Samson Drifter, выделялась новым, грубым с виду, корпусом, а также опциональными «фарами-слепышами» и 350-сильным движком.
Ford Mustang 390 GT по праву считается символом автомобильных погонь. Такую славу ему принесла сцена из фильма «Детектив Буллит», в которой Стив Маккуин на «Форде» преследует Dodge Charger ’68. Во время этой напряженной погони длиной почти в десять минут автомобили прыгают по крутым холмистым дорогам Сан-Франциско и входят в повороты с визгом шин, пуская дым из-под колес. Хотелось бы, чтобы погони на Berkley Stallion в Mafia 3 по Нью-Бордо оказались не хуже.
Популярными в Mafia 3 могут стать и пикапы. Они как раз в это время начали терять статус фермерских авто: все больше таких машин появлялось на городских дорогах. А учитывая, что Ford F-100 считался прочной и долговечной машиной, мы надеемся, что в Mafia сможем перевозить на Smith Pickup трупы ценные грузы, не опасаясь облавы.
Выбрать десять автомобилей из всех транспортных средств, представленных в серии, непросто. Пришлось пожертвовать машинами вроде Silver Fletcher и Ascot Bailey S200. Но вы можете помочь нам дополнить список! Расскажите о ваших любимых машинах из игр серии Mafia, а заодно назовите модели, на которых вам хотелось бы прокатиться в третьей части.
Уже на днях на нашем сайте появится рецензия на третью часть серии. Следите за обновлениями и оставайтесь в курсе всего самого интересного вместе с «Игроманией»!