14 лет назад вышла Resident Evil 4. Это одна из лучших игр в истории
Resident Evil 4
Сегодня я расскажу вам про четвертую часть известной компьютерной саги о зомби. Конечно же, это «Обитель зла 4», с которого, думаю, у большинства людей и началось знакомство с игрой. Для многих она стала одной из тех портированных игр на ПК, после которой ломалась или клавиатура или пальцы. После нее мы все обратили внимание на остальные части и каково было сожаление, что те весьма устарели к тому времени.
По-настоящему, как и первая часть, четвертая вновь перевернула весь жанр с ног на голову. Причем, произошло это не только в играх, но и в кино. Поэтому будет также пара материалов, посвященных Resident Evil 4.
В этой статье расскажем сюжет этой картины. Благо, тут от части к части сюжет становился все более запутанней и интересней. Если же окажется, что я о чем-то забыл или остались не освещены важные факты, то обязательно все напишу в следующем материале.
Итак, история продолжается осенью в 2004 году. Именно тогда дочка американского президента неожиданно для всех похищена. Выкрали ее из престижного колледжа неизвестные религиозные фанатики. Чего именно они хотят – неизвестно, но сейчас она уже в некой далекой испанской деревушке.
Туда и отправляется агент правительства США и просто хороший парень Леон Скотт Кеннеди. Некогда именно он был героем второй части игры. Можно сразу предполагать, что в этой деревне он обнаружит много интересного и неожиданного для себя.
Леон приезжает на место с целью разобраться во всем, что происходит. Решив немного расспросить местных жителей, он заходит в первый попавшийся дом. Там он обнаруживает хозяина, но тот вместо хоть какого-нибудь содержательного разговора набрасывается на агента с тесаком в руках. Обороняясь, Леону приходится применить оружие, он убивает мужчину. Решив осмотреть тело, он с удивлением обнаруживает, что тот даже не зомби. Видимо Леон настолько привык к нападению зомби, что других вероятностей не рассматривает.
Он выходит на связь с Ингрид Ханнигэн, фигурой во всех остальных частях весьма значительной. Она, находясь в штабе, передает определенные сведения и приказы начальства. Ингрид не особо удивившись деяниям Леона, приказывает ему продолжить свой путь в деревню и все же найти девочку. Собственно другого решения агент принять и не мог, ведь селяне уже уничтожили мост, который вел в направлении цивилизации. И теперь его путь лежит через испанскую богом забытую деревушку с местными жителями: фермерами и доярками.
Однако, когда Леон доходит до самой деревни, то становится свидетелем, как мирные жители сжигают тело полицейского. Наверное, вообще в Испании любят таким побаловаться. Правда, когда догорел один полицейский, жители решили изловить агента США и пустились в погоню за ним. Но вовремя зазвонивший колокол, отвлек всех на молитву. Это дало неплохую возможность Леону выбраться из деревни и постараться пройти недалеко от местной фермы. Пробравшись через туннель, он выходит еще к одному дому.
Наверное, решив спросить огонька, он заходит в него. Прикурить он так и не находит, зато в шкафу обнаруживает пленника. Сразу выяснить что-либо агент не успевает, так как в дом приходит староста деревни, Биторес Мендез, со сворой сельчан. Таким образом Леон оказывается в плену, где ему вводят паразита «Las Plagas». Это существо способно контролировать сознание своего хозяина. После этого Леон теряет сознание и его оставляют в сарае.
Там он приходит в себя и рядом с собой обнаруживает другого человека по имени Луис Сера. Человек этот весьма занимательный, сам по себе исследователь секты, что промышляет в округе, но некогда и бывший полицейский в Мадриде. Разговор пленников не успевает завязаться, так как в сарай врывается мужик с топором из клуба Раскольниковых и собирается узнать «Тварь ли он дрожащая или право имеет». Но вместо этого промахивается по плоти человеческой и перерубает цепи невольников. Дальнейшая его участь печальна.
Все тот же бывший офицер Луис сообщает, что дочку президента сейчас держат в церкви. Об этом тут же Леон сообщает Ингрид. Правда, есть одно затруднение, где эта церковь наш герой не знает. На его благо есть секретный проход, который ведет в нее. Но Леону придется вернуться в деревню.
Через ряд испытаний герой добирается до дома старосты деревни и начинает уже обыскивать его. Там же он находит и дневник с записями. Однако, после неожиданной встречи с Мендезом Леон чуть не погибает, но на его счастье внимание врага отвлекает неожиданно появившаяся Ада Вонг. И тот убегает за шпионкой.
Теперь у Леона есть возможность пробраться по секретному ходу до места назначения. Он добирает до озера и берет там моторную лодку. Ему необходимо добраться теперь до пункта назначения. В пути на него решает поохотиться большая рыбка. Но, как вы понимаете, у нее это не получается.
Наш герой успевает спасти Эшли (так зовут дочку президента) из рук главы секты Озмунда Саддлера. Тот в свою очередь, как и положено плохому парню, раскрывает все карты перед Леоном. Оказывается, они заразили Эшли паразитом и таким образом смогут повергнуть весь мир в хаос.
И теперь задача пары не просто спастись из деревни, но и излечиться. Правда, из первых задач, необходимо оторваться от полоумных из деревни. Поэтому беглецы решили скрыться в замке Рамона Салазара. Говорить, что там ровно такие же сектанты и садист-хозяин думаю не нужно?
А пока Леон отбивается от очередных странных личностей, Луис Сера в поисках лекарства для них. Хорошо иметь друзей! Тут же встречается лицом к лицу Леон и с Адой. У них происходит короткий разговор, она помогает ему пробиться в более безопасное место, а все фанаты теперь уверены в тонкой ткани отношений между ними.
Все это не мешает Салазару и его приспешникам повторно похитить Эшли. В отместку Леон уничтожает Салазара и идет на повторное спасение девочки. А как стало известно, отправили ее в исследовательский центр.
Там он узнает, что его бывший и неожиданно оживший товарищ Джек Краузер причастен к похищению Эшли. Они вместе с Адой работают на людей из Амбреллы (кто бы сомневался, да?). Говорить, что сделал Леон со своим бывшим товарищем, я не буду. Применив новейшие технологии в лучевой хирургии (аппараты, кстати, реально существующие), герои избавляются от паразитов.
В итоге, Леон и Ада вместе уничтожают Саддлера. Как всегда Вонг улетает в гордом одиночестве на вертолете, а героям оставляет водный мотоцикл. Все сматываются, а исследовательский центр взлетает на воздух.
Пятнадцать лет Resident Evil 4 — игре, изменившей жанр экшенов
11 января 2005 года вышла Resident Evil 4 — игра поистине эпохальная. Благодаря ей культовый сериал наконец-то сумел оставить все геймдизайнерские архаизмы в прошлом и переродиться. Кроме того, четвертая часть оказала огромное влияние на всю индустрию, а многочисленные разработчики не раз признавались в любви детищу «капкомовского» гения. Колоссальный успех дался лучшим кадрам студии ой как не просто.
Почти шесть лет производственного ада
После коммерческого успеха Resident Evil 2 Хидэки Камия получил большой кредит доверия внутри Capcom и ближе к концу 90-х убедил руководство доверить разработку четвертой части именно ему. Идея была в том, чтобы создать крутой и стильный экшен о некоем человеке, обладающем сверхспособностями, а тайну его происхождения сделать центральной интригой сюжета. Для того, чтобы героя можно было разглядеть со всех сторон, Камия принял решение отказаться от пререндеренных бэкграундов, после чего в уехал в Европу на 11 дней снимать всякие статуи, разрушенные замки и прочие готические сооружения.
Вернувшись в Японию и продолжив разработку, геймдизайнер вдруг поймал себя на мысли, что работа его команды слишком уж сильно шагнула в сторону от канонов серии. В итоге Камия внес значительные правки сюжет, в качестве сеттинга выбрал охваченный демонами мир, а героем сделал охотника на нечисть по имени Данте. Resident Evil 4 в своем первоначальном виде умерла, дав появиться на свет другой знаковой серии — Devil May Cry.
Нарезка кадров с демонстрацией ранних версий
Следующая попытка была предпринята уже в конце 2001-го Хироси Сибатой — человеком, в числе заслуг которого на тот момент значились лишь пререндеренные фоны для Resident Evil 3: Nemesis. Тем не менее, созданная под его руководством версия к моменту своего анонса в ноябре 2002 года уже была готова на 40 процентов. Согласно сценарию, Леон Кеннеди был заражен вирусом-прародителем, вследствие чего его левая рука унаследовала некую силу. Действие же самой игры разворачивалось в штаб-квартире корпорации «Амбрелла», выполненной в виде замка. Также в сценарии фигурировала некая девочка, по всей видимости послужившая основой при создании будущей Эшли.
Однако уже на E3 2003 публике представили новую версию, посвященную злоключениям Леона в охваченном призраками готическом здании. Данный вариант, шутливо названный hook man version из-за антагониста, вооруженного крюком, также оказал большое влияние на итоговый облик будущей RE4. Знаменитый бомбер, вид из-за плеча героя и ожившие рыцари — все это перекочевало в финальную версию. А вот от ветвистой системы диалогов, увы, решили отказаться. Также предполагалось, что Леон в процессе прохождения будет испытывать галлюцинации, подчеркиваемые «плавающей» камерой.
Последний находящийся в разработке вариант отменили еще до анонса, так как посчитали, что очередная битва против армии зомби — это слишком банально.
Лучше поздно, чем никогда
В итоге Resident Evil 4 дотянула до заката эпохи PlayStation 2, хотя изначально планировалась к релизу в начале 2000-х. Кроме того, владельцам консоли от Sony пришлось кусать себе локти от зависти на протяжении почти 10 месяцев. Ведь сперва игра вышла на GameCube в рамках сделки о пяти эксклюзивных проектах, разработкой которых занималась Capcom. Однако, глядя на малую популярность P.N.03 и Viewtiful Joe, Миками под давлением акционеров и прочих важных лиц ничего более не оставалось, кроме как объявить о выходе порта на PS2. Причем шокирующее известие было сделано еще до релиза «кубовской» версии. Это очень сильно ударило по ее продажам и дало большую трещину в отношениях между Capcom и Nintendo.
Впрочем, геймдизайнера тоже можно понять: слишком много сил и средств было вложено в разработку, а положение GameCube на рынке было очень туманным на момент подписания договора об эксклюзивности.
Дабы подстегнуть продажи, Nintendo выпустила лимитированную версию консоли. Большого успеха набор не снискал.
Сама RE4 уже в первые часы прохождения дала понять, что ради такого проекта не грех купить и отдельную консоль. Ведь более яркого способа проститься с шестым поколением игровых систем себе и представить невозможно. Четвертая часть стала квинтэссенцией богатейшего опыта, полученного Миками на протяжении долгих лет работы в Capcom. История Леона Кеннеди, со времен второй части «прокачавшегося» до статуса правительственного агента, сразу же окунала в себя с головой. Этому способствовало как обилие ярких персонажей, так и геймплей ручной выделки. Сместив акцент в сторону экшена и сократив до минимума бэктрекинг с сопутствующим ему решением головоломок, разработчики полностью преобразили былые механики.
Конечно, ортодоксальные фанаты не постеснялись заявить, что четвертая часть убила атмосферу предшественниц, но это не совсем верно. Как минимум, пресловутый страх от встреч с зомби никуда не делся. Леон хоть и стал не в пример подвижнее «паралитиков» из классических игр серии, но до резво скачущего Данте из Devil May Cry ему очень далеко. Из-за невозможности стрелять на ходу и сильно ограниченного угла обзора получить по голове топором можно было в два счета. Трех ударов на нормальной сложности обычно хватало для того, чтобы отправить героя в мир иной. Да и патронов игра отвешивала ровно столько, чтобы не чувствовать себя беззащитным, но и не превращать геймплейный опыт в тир.
Признайтесь, вам тоже стало не по себе?
В помощь игроку Миками придумал замечательный способ сэкономить боезапас — оглушить противника метким выстрелом в голову, повалить на землю пинком и добить ножом. Другое дело, что стычки в массе своей происходили с участием большого количества врагов, и тут можно придумать массу способов выйти из положения. В том числе и спастись бегством, ведь локации в RE4 в большинстве своем довольно просторные. Также появилась возможность покупки нового оружия и прокачки у торговца, телепортирующегося с места на место по примеру «бездонных» ящиков из классических «Резидентов». А шкалу здоровья можно было увеличить, приготовив особый микс из лечебных трав.
Разнообразие врагов — еще один жирный плюс в копилке достоинств четвертой части. Едва стоящие на ногах жертвы Т-вируса остались в прошлом: охваченные паразитом Лас-Плагас жители и культисты способны бегать и резко атаковать. Довольно быстро в их руках окажутся динамитные шашки и арбалеты, а ближе к финалу встречаются и военные, вооруженные огнестрельным оружием. В качестве эдакого привета прошлым частям выступают и результаты биологических экспериментов вроде саранчеобразных монстров, способных становиться невидимыми, и регенераторов — мерзких человекоподобных туш, убить которых можно лишь путем попадания в конкретные места на теле. В идеале следует использовать снайперскую винтовку с особым прицелом, но можно просадить и кучу патронов наобум. Кстати, впервые вы столкнетесь с ними именно в лаборатории, что также можно рассматривать как отсылку к прошлым частям.
В качестве финальной похвалы геймплею — боссы. Прежде игры серии Resident Evil могли похвастаться буквально парой-тройкой запоминающихся антагонистов, одним из которых был несбалансированный Немезис. Все остальные убивались строго по одной схеме: водим хороводы вокруг не слишком подвижной тушки неприятеля и спускаем в нее весь накопленный боеприпас. В RE4 такого нет. Каждый босс здесь требует строго определенной тактики, для выявления которой вы наверняка провалите не одну попытку. Подолгу стоять на месте тоже не получится — многие боссы в ответ на это применяют мощную атаку, а то и вовсе убивают разом. Не зря битву с Джеком Краузером, состоящую из нескольких стадий, по-прежнему ставят в пример как образец одного из самых ярких босс-файтов в истории игр.
Наглядная иллюстрация кропотливого подхода Миками к созданию боссов
Ну и последний элемент феноменального успеха — сюжет. До четвертой части серия едва ли баловала нас хорошими сценариями. Достаточно вспомнить мемы ADA, WAIT и абсолютно абсурдную завязку третьей части. Поэтому при создании Code Veronica авторы наконец-то поняли, что лучший способ скрасить слабые места в сценарии — это добавить иронии. И действительно, диалоги между Крисом Редфилдом и «воскресшим» Вэскером из первой части заставляли улыбнуться. Равно как и один из антагонистов, страдавший раздвоением личности и наряжавшийся сестрой. Ложкой дегтя выступила разве что совсем уж кринжовая драма между Стивом и Клэр, однако зерно, что называется, было посеяно. И именно Миками сумел взять лучшее из двух миров, нащупав идеальный баланс между черной комедией и серьезностью.
Конечно, дотошные критики придерутся к тому, что на спасение президентской дочки отправили ОДНОГО агента, но это мелочи. Такими живыми и естественным диалогами, не лишенными юмора, прежде не могла похвастаться почти ни одна игра. Под стать такому сценарию — разительно увеличившийся хронометраж скриптовых сцен, некоторые из которых содержали в себе интерактивные сегменты.
И хотя оригинальная версия продалась не самым плохим тиражом в один с лишним миллион копий, по-настоящему четвертая часть выстрелила осенью все того же 2005-го, когда вышел долгожданный порт на PS2. Графику пришлось довольно прилично ужать под стать более слабому железу, что, впрочем, не отменяет статуса одной из самых красивых игр для консоли от Sony. К тому же, порт содержал новую кампанию за Эйду Вонг, состоящую из пяти глав и пересказывающую события Resident Evil 4 от лица роковой красотки. В отличие от RE2, здешнее повествование шло параллельно основному сценарию, а не наступало ему на пятки. Ну а дальше Capcom пошла по типичному для себя пути и принялась переиздавать игру на всех возможных платформах. Последним вышедшим стал вариант для Switch, который, равно как и версии для Xbox One и PS4, может похвастаться 60 fps. Эта особенность, прежде недоступная на консолях, сильно повлияла на восприятие геймплея благодаря возросшей динамике.
Наследие
Несмотря на 15 лет, пролетевшие с момента появления Resident Evil 4 на свет, игра по-прежнему поражает своим размахом, разнообразием игровых ситуаций и духом незабываемого приключения. Знаменитый вид из-за плеча, пусть и придуманный не Миками, быстро стал стандартом для подавляющего большинства шутеров с видом от третьего лица. QTE-сегменты, также зародившиеся в далеких 80-х, именно с подачи RE4, а не Shenmue, стали все чаще появляться в играх. Также четвертая часть стала одним из немногочисленных творений той поры, которые сделали сильный акцент на увлекательном и хорошо проработанном сценарии. Еще бы, ведь из всех роликов можно смонтировать полуторачасовой фильм. Когда-то такая цифра впечатляла, но сейчас уже давно стала стандартом для ААА-тайтлов. Равно как и идея с хохмящими героями нашла свое отражение в ряде знаковых франшиз вроде Gears of War и Uncharted.
Что до влияния на дальнейшие части Resident Evil — к сожалению, скорый уход Миками из Capcom быстро свел на нет успех придуманной им концепции. Уже RE5, несмотря на ряд достоинств, не сумела предложить столь же качественный сценарий, а своим содержанием то и дело цитировала предшественницу. Это был отличный, но не эпохальный «Резидент», который по определению требовался новому поколению консолей. Надежды увидеть таковой громко рухнули после релиза шестой части, бездумно нахватавшей идей у конкурентов и приправившей все это героями-маразматиками, не оставляющими живого места на лице геймера — настолько часто хотелось бить себя по лбу ладошкой от увиденного. Выждав большую паузу, Capcom все же сумела частично реабилитироваться с выходом RE7. Недостатков хватало и тут, но хотя бы разработчики сумели нащупать примерную формулу, позволяющую объединить все былые наработки.
Детальное сравнение графики во всех существующих (кроме мобильных) версиях RE4
Полноценное возвращение на трон состоялось лишь в прошлом году, когда вышел ремейк второй части — все еще неуклюжий в ряде моментов, но вдохнувший новую жизнь в приунывшую серию. Обновленной «классике» удалось грамотным образом выдержать баланс между экшеном и хоррором. Наверняка, многие из недовольных RE4 в итоге воскликнули, что именно такую игру они хотели получить в 2005-м. Может, замечание и справедливое, но в ту пору индустрия была устроена иначе, и радикальная смена концепции — пожалуй, лучшее, что могло произойти с серией. В противном случае ее наверняка ждала бы участь Silent Hill. А фанаты классических частей в итоге все равно получили духовного наследника, выполненного по современным канонам.
Resident Evil 4 исполнилось 15 лет — так ли она хороша в 2020 году?
Пока вы предавались постновогоднему субботнему кутежу, Resident Evil 4 справляла пятнадцатилетие. Игра вышла 11 января 2005 года. В ней Синдзи Миками окончательно превратил знаменитый хоррор в боевик. Это определило развитие серии вплоть до выхода седьмой части, которая снова все перевернула. Но хоть скрепы и затрещали, игра для своего времени все равно была шикарная. Поэтому многие фанаты и сегодня считают ее лучшей в серии.
На новогодних каникулах я целиком перепрошел Resident Evil 4, чтобы понять, есть ли ей место в 2020 году. Мы не будем рассуждать об ее исторической значимости. Вместо этого сухо разберемся, как Resident Evil 4 выглядит и играется сегодня — никакой ностальгии.
Resident Evil 4 все еще хорошо выглядит.
2005-й был очень давно, а в игровой индустрии время летит особенно быстро. В некоторых играх графон устаревает так сильно и так стремительно, что в сердца нового поколения игроков вход им оказывается закрыт. Я проходил HD-версию Resident Evil 4 на Xbox One и никаких страданий не испытал. Игра из позапрошлого десятилетия — это видно, но она все же не динозавр. Даже серо-коричневая гамма Resident Evil 4 (которую она-то и популяризировала) приходится к месту — ведь жути и безнадеги игра местами нагнать все еще пытается. Получается не уныло, а готично.
Все важные текстуры четкие, персонажи ок, а лицевая анимация — не кринж. К тому же игра даже 15 лет назад мастерски работала с освещением и углублялась в мелкие детали: впечатляющая детализация волос у героев, колышущиеся на ветру травинки, анимированная кобура Леона. Такие вещи сильно оживляют картинку. Стабильные 60 кадров в секунду с этим, кстати, тоже хорошо справляются.
Сегодня, после всех подтяжек, Resident Evil 4 вживую выглядит прямо как буллшоты эпохи PlayStation 2. И это здорово! Правда, HD-версия на ПК в сравнении с консольными все же приятнее — за счет качественного сглаживания. На консолях его почему-то вообще нет. А в оригинальном ПК-порте 2007 года модами можно нарулить графику даже лучше, чем в официальном ремастере. Никогда такого не было!
А еще в HD-версии ролики в основной сюжетной компании сделаны на движке, как в оригинале на GameCube.
На PlayStation 2 катсцены были пререндеренные — в отвратительно низком разрешении. Такие же были в первом ПК-порте, благодаря которому я с игрой больше десяти лет назад и познакомился. Ролики там иногда буквально разваливались на пиксели. Восстановить тот экспириенс можно, пройдя в HD-версии Resident Evil 4 дополнительную компанию за Аду Вонг. Там почему-то оставили оригинальные пререндеры — мыло такое, что местами трудно разобрать, что вообще происходит.
Геймплей в Resident Evil 4 сначала кажется устаревшим, но потом затягивает.
От многих особенностей игры я отвык. Первый час в Resident Evil 4 был, скажем так, освежающим. Только запуская старые игры понимаешь, насколько мы привыкли ко многим современным «стандартным» механикам. Если их в игре нет — буквально теряешься.
В Resident Evil 4 очень своеобразная камера «из-за плеча» главного героя, которую толком и покрутить-то нельзя. Нет возможности аккуратно наклонить правый стик влево, чтобы лучше рассмотреть, что там. Камера в такой ситуации резко повернется на фиксированный угол — как во многих гоночных играх с видом из кокпита. Хочешь осмотреться полноценно — вращай самого Леона, камера привязана к нему. Из-за этого часто не видно, что происходит у него под ногами или над головой. Но что еще страшнее, не получается аккуратно заглядывать в комнаты из-за угла, чтобы проверить, нет ли там засады. Когда следом я запустил Resident Evil 5, то даже не сразу понял, почему игра ощущается так удобно и комфортно. Потом дошло — в ней камеру можно нормально крутить!
Во время прицеливания в Resident Evil 4 нельзя ходить.
Этот факт я помнил, но забыл, каким беспомощным ты себя из-за этого ощущаешь в бою. В остальное время двигается персонаж очень медленно. При этом контроль за его перемещениями — типичный пример «танкового управления» эпохи первой PlayStation. Это значит, что герой может ходить вперед и назад, а также поворачивать корпус. Совмещает он это с трудом и вообще ощущается очень неповоротливым и грузным. В Resident Evil 4 Леоном можно управлять даже с помощью крестовины — в некоторых эпизодах это оказывается удобнее и точнее стика.
На словах все вышеперечисленное звучит как приговор. Представьте, что на вас идет толпа зараженных селян с вилами и факелами, патронов минимум, а управление такое. Жуть и безнадега? На самом деле нет.
Resident Evil 4 не совсем экшен. Это едва ли не пошаговая тактика. Любой крупный замес — тактическая головоломка. Ты залетаешь в комнату, а там и арбалетчики, и ребята со щитами, и рядовые враги, и усиленные — да еще и подкрепления постоянно подходят. Пройти это с первого раза, импровизируя, почти нереально. На первом заходе ты изучаешь локацию, прикидываешь удобные позиции для стрельбы и точки для отступления. Запоминаешь, когда и откуда идут враги, откуда появляется подкрепление. На второй-третий раз стычка разыгрывается как киношная постановка — двигаешься и действуешь четко и хладнокровно. Со стороны это, кстати, смотрится очень зрелищно. Наблюдателю даже может показаться, что Resident Evil 4 — удобный скоростной шутер. Впрочем, так и есть, если проходить игру на Wii с моушен-управлением — эта версия, конечно, дает уникальный опыт.
Со временем все лучше понимаешь логику дизайна карт и расстановки врагов. Учишься разыгрывать сражения с первого раза. Все ограничения и неудобства игры постепенно перестают раздражать. Начинаешь воспринимать их просто как набор правил, придающих экшен-игре нотку хоррорного напряжения. И вот какой возникает парадокс: на фоне современных шутеров от третьего лица, которые ощущаются плюс-минус одинаково, Resident Evil 4 кажется чем-то новым.
Олдскульность игры в 2020-м ее и омолаживает, кто бы мог подумать!
Однако местами Resident Evil 4 жутко устарела.
Некоторые проблем игры с возрастом не связаны. Например, враги иногда умудряются метать топоры сквозь стены и протыкать металлические двери вилами. Но таких багов хватает и в современных играх.
А вот мерзкие QTE — это уже дух времени. Современная игровая индустрия от подобного, к счастью, почти избавилась. Начинается ролик, ты откидываешься на спинку дивана в надежде передохнуть после потной перестрелки и тут выскакивает «НАЖМИ X+A»! Не успел — возвращайся к чекпоинту. Тайминги при этом такие, что среагировать нужно буквально за полсекунды. Первая битва с Краузером вообще целиком построена на QTE и это один худших моментов игры. Впрочем, многочисленные эпизоды в духе «дави на Х со скоростью триста нажатий в секунду, чтобы бежать» не сильно лучше. Забавно, что в 2005 году это был прорыв — многим игрокам механика зашла. Именно Resident Evil 4 в то время QTE и популяризировала.
Но наличие QTE — не единственный грех Resident Evil 4.
Среди прекрасно нарисованных и хитро продуманных уровней и есть и откровенный треш: пустые пещеры без всего и одинаковые квадратные комнаты. Абсолютно все эпизоды с Эшли все еще выводят из себя. Она постоянно лезет под удар и мешается под ногами. При этом дохнет буквально от каждого чиха и порой талантливо подставляется под пули самого Леона. Навязывают ее силой, но все сложности связаны не с задумкой авторов, а с плохо написанным ИИ «напарницы», чтоб она провалилась.
Но не только интеллект Эшли не прошел проверку временем. Враги в Resident Evil 4 не сильно умнее. В сложных масштабных схватках «зомби» берут числом и их тупость не так бросается в глаза. Но небольшие группы врагов или единичные особи — это смех. Они и глухие, и слепые, и тупые. Лучший пример — знаменитая тактика лестниц, которая может сработать даже с толпой. Залезаешь на лестницу, достаешь нож и ждешь. Враги будут по очереди лезть к тебе, а ты — скидывать их ударами ножа. Раз за разом, пока все не умрут. Похожим образом можно использовать двери. Прячешься за углом и режешь ножом ноги толпящихся в проеме врагов.
Resident Evil 4 — это идеальный B-movie.
В Resident Evil всегда был бредовый, даже смешной сюжет. Четвертая часть для своего времени была апогеем серии и в этом плане. Триллерные клише, дурацкие персонажи, гигантские монстры в кустах — все на месте. А завязка-то истории какая! Леон один отправляется спасать похищенную дочку президента США. А держат ее в испанской деревне, укладом и уровнем жизни застрявшей в девятнадцатом веке. Среди злодеев: Распутин-сороконожка, бесформенная биомасса, импозантный карлик, хищник в балахоне, спецназовец-мутант и прочие огромные рыбы. А среди союзников — загадочная дама в красном вечернем платье, бегающая по лесу на каблуках.
И все эти люди (и не только люди) наивно разыгрывают запутанную историю про корпоративные заговоры, биооружие и ископаемых паразитов! С ноткой бразильской мелодрамы, конечно же. В финале Леона вообще заносит на какой-то военный остров с пулеметчиками и зенитками. Resident Evil 4 не стесняется крутилку бреда выкручивать на максимум. Поэтому в ней тонна запоминающихся сцен. Поэтому Леон постоянно шутит как герой боевика из восьмидесятых и проводит местным «зомби» суплексы и хай-кики.
Но главный шарм игры в том, как искренне японцы, с максимально серьезным лицом это подают. Ты и сам со временем начинаешь во все это верить и на полном серьезе разбирать в голове мотивы местных сумасшедших. На том сюжет серии и держится!
Resident Evil 4 к своему пятнадцатилетию подошла достойно. Кое-где устарев, она все же осталось хорошей игрой. Все ее неудобства превратились в набор правил, делающий Resident Evil 4 уникальным для 2020 года экшеном. К тому же игра на сегодня вышла вообще везде — в том числе и на Switch. Так что приобщиться к классике не составит труда.