Клоны в сюжете игры “S.T.A.L.K.E.R.: ЧИСТОЕ НЕБО” by BartGameTV.
Игры против железа: «S.T.A.L.K.E.R.: чистое небо»
Поделитесь в соцсетях:
Отечественная игра «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» стала хитом не только у нас, но и далеко за пределами Украины, потому неудивительно, что продолжение этого проекта поклонники ждали с нетерпением. Однако после выхода оказалось, что для созерцания его во всей красе большинству придется раскошелиться еще и на апгрейд, ведь «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» продолжил дело своего предшественника в войне игровых движков против компьютерного железа. Новая версия X-Ray выдает отличную картинку, а также имеет одну из лучших моделей освещения, но невероятно ресурсоемка на максимальных настройках графики. За кем победа в этом раунде?
В игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» огромное внимание уделено реализации модели освещения. К уже знакомым по «Тени Чернобыля» режимам рендера Статичное освещение, Динам. освещение объектов и Полное динамическое освещение в улучшенном графическом движке X-Ray версии 1.5 добавился новый – Улучшенное полное освещение, а в ОС Windows Vista еще и Улучшенное полное освещение, но с приставкой DX10. Последний, как несложно догадаться, использует API DirectX 10, что является техническим нововведением для S.T.A.L.K.E.R. В итоге движок игры поддерживает целых три версии DirectX (Статичное освещение – DX8), а это встречается очень редко. Кроме используемого API, типы рендера различаются еще и методами просчета освещения, а также доступными дополнительными эффектами. Отметим, что в Улучшенном полном освещении (DX10) есть только две уникальные опции – Намокание плоскостей и Объемный дым. Выглядят упомянутые эффекты очень приятно, но так как остальные отличия между режимами DX9 и DX10 практически незаметны, пользователи Windows XP не очень много теряют. Кстати, стоит отдать должное разработчикам, которые не стали искусственно ограничивать качество рендера в режиме DirectX 9.
Кроме выбора типа рендера, есть и пять привычных пресетов, изменяющих опции качества, спрятанные в расширенных настройках. В итоге, пользуясь только предустановками, можно получить 25 различных режимов графики! Такое богатство регулировок похвально и позволит практически любому игроку подобрать оптимальные для своей системы.
В нашем исследовании мы отказались от тестирования с использованием рендера Статичное освещение. Причины две: во-первых, любая современная игровая видеокарта обеспечивает в нем отличное быстродействие – даже GeForce 9500 GT смогла выдать 90 кадров в секунду. Во-вторых, выглядит такой режим по нынешним меркам невпечатляюще, и атмосфера Зоны при его использовании в определенной мере теряется. Впрочем, последним страдает и Динам. освещение объектов. Но все же наличие такого режима дает возможность владельцам старых систем ознакомиться с игрой, а после обновления ПК будет повод вернуться к исследованию Зоны, чтобы увидеть ее во всей красе.
В случае с режимом Улучшенное полное освещение (DX10) мы выставляли действительно максимальные настройки, а не пресет под аналогичным названием. Единственная опция, которая не была активирована в виду сильного падения производительности, это FSAA. Стоит отметить, что во всех режимах, использующих DX9, полноэкранное сглаживание не работает из-за особенностей движка. Однако для видеокарт NVIDIA в драйверах можно принудительно форсировать данную методику улучшения качества. Вот только реально она мало кого заинтересует из-за просто трагического ухудшения производительности – даже на GTX 280 оно составляет 200–400%.
В качестве бенчмарка использовалась специально созданная демо-запись на первой локации игры. Выбор базы «Чистого неба» для теста обусловлен тем, что это одно из тяжелейших мест в плане нагрузки на систему. А так как действие происходит утром при очень сложном освещении, – возможно, и самое тяжелое. Потому если видеокарта с честью сможет пройти такое испытание, то и в других локациях она наверняка выступит достойно.
Почему именно видеокарта? Дело в том, что в первую очередь быстродействие нового детища GSC зависит от графического ускорителя. Разница в качественных режимах между частотами 4,25 и 2 ГГц, использовавшегося для тестов Core 2 Duo E8500, заметна только в случае с видеокартами GTX 280 и HD 4870 X2, несмотря на более чем двукратную разницу в частоте СPU, падение производительности составило всего 10–15%. В итоге даже для «прокорма» такого монстра, как HD 4870 X2, вполне достаточно E8400 или E8500, работающих на штатных частотах. Кстати, экспресс-тест показал – в случае с процессорами архитектуры Core на быстродействие сильно влияет объем кэш-памяти. К примеру, Celeron Dual-Core E1200 (512 КБ), для того чтобы догнать 2-гигагерцевый Wolfdale (6 МБ), пришлось работать на частоте 3,1 ГГц. Вопрос о необходимости трех- и четырехъядерных процессоров для «Чистого неба» не стоит – движок игры задействует только одно ядро CPU. Конечно, если современный проект не умеет хотя бы как-то использовать преимущества многоядерных процессоров, это явная недоработка, исправление которой вполне могло бы помочь владельцам бюджетных двухъядерников. Однако есть надежда, что поддержку многопоточности добавят со временем в очередном патче, как это уже когда-то было с «Тенью Чернобыля».
Переходя к результатам тестов, сразу же отметим очень высокую ресурсоемкость игры на максимальных настройках. Единственная видеокарта, которая может обеспечить более-менее комфортный геймплей, – Radeon HD 4870 X2, подоспевшая аккурат к выходу игры. Впрочем, как мы уже упоминали, тестовое демо весьма тяжелое, особенно для режима Улучшенное полное освещение. Это связано и с тем, что в кадре присутствуют солнечные лучи – один из самых красивых эффектов, но в то же время и очень ресурсоемкий. Его полное отключение позволяет повысить производительность на впечатляющие 60–80%. Еще одна опция, которая глобально влияет на быстродействие, как, впрочем, и на привлекательность картинки, носит имя Тень от солнца – отказавшись от нее, получаем прирост в 2–3 раза. Кроме того, для увеличения производительности стоит обратить внимание на фильтрацию и качество текстур, плотность травы, SSAO. Остальные настройки влияют не так сильно.
Несущественные различия в качестве между версиями DirectX в режиме Улучшенное полное освещение косвенно подтверждают и результаты тестирования. Падение производительности при переходе на DX10 составляет около 10%, часть из которых приходится на еще более качественные настройки, выставленные нами, а также на ресурсоемкую Windows Vista. Хотя вклад ОС незначителен – по быстродействию она всего на несколько процентов уступает ХР. Единственные видеокарты, продемонстрировашие уменьшение количества кадров заметно большее, чем на 10%, – ATI Radeon при разрешении 1280×1024. А так как при 1920×1200 подобных причуд не наблюдается, вполне возможно, что это недоработки драйверов.
Кстати, серия Radeon HD 4800 оправдывает приставку High-definition в своем названии – чем выше нагрузка, тем больше она отрывается от преследователей. Кроме результатов тестов при 1920×1200, это подтверждает и минимальное значение кадров в секунду, показанное видеокартами в самых тяжелых эпизодах нашей тестовой демо-версии (подробности вы можете найти на диске). Хотя учитывая, что игра разработана в рамках инициативы NVIDIA The Way It’s Meant To Be Played, естественнее было ожидать преимущества адаптеров NVIDIA. Но, возможно, с участием в этой программе связаны проблемы отображения некоторых текстур (сетки забора, например) в режимах DirectX 9 – на графических картах ATI. Появление же в консоли игры сообщения nvAPI_EnumLogicalGPUs failed! дает нам повод полагать, что это вина создателей игры, а не драйверов ATI. Надеемся, в следующем патче все будет исправлено, в том числе и ряд других недочетов, имеющихся в проекте. Впрочем, разработчики ПО для видеокарт также будут трудиться над оптимизацией кода, и, возможно, смогут несколько поднять производительность. Начало уже положено – Catalyst 8.9 beta дает 5–10-процентный прирост в некоторых режимах.
Игра достаточно требовательна к объему оперативной и видеопамяти. Минимальный размер ОЗУ для комфортной игры на максимальных настройках составляет 2 ГБ для ХР и 3 ГБ для Vista. Хотя накинуть еще по одному гигабайту сверху не помешает. Касательно видеопамяти: при разрешении 1280×1024 игра использует в среднем 550–600 МБ, а при 1920×1200 – уже 620–675 МБ. Как показала проверка, в случае с HD 4850 версия с 1 ГБ видеопамяти не имеет заметного преимущества при разрешении 1280×1024, а вот при 1920×1200 прирост уже
S.T.A.L.K.E.R. Чистое Небо Reborn Версия 2.49 (2010)
Год выпуска: 2010
Жанр: Мод
Разработчик: Faction Commander
Издательство: Faction Commander
Язык интерфейса: русский
Платформа: PC
Системные требования: Windows XP SP2 / Windows Vista SP1 /Win 7
Процессор: Intel Core Duo E6400 2.4 ГГц
RAM: 1,5 GB
Видеокарта: nVidia GeForce 7800 256 Мб
Жесткий диск: 1.5 ГБ свободного места
Аудиокарта: DirectX-совместимая
DirectX: 9.0с.
Описание: Вниманию пользователей
Мод Reborn “SexyPatogen Zone” предназначен для установки на чистую игру “Clear Sky” vers. 1.5.10.
При наличии любых других установленных модов и попытках установки Reborn v.2.49 поверх них возможны ошибки.
установка
Требуется установленная игра “Чистое небо” пропатченная до vers. 1.5.10
Все другие установленные моды требуется удалить.
Изменения внесенные другими модификациями (в том числе и в папку bin) могут вызвать ошибки в игре.
Распаковываем в папку с игрой основной большой архив.
Всё. Мод установлен
Каждый настоящий сталкер знает, что после последнего выстрела Шрама в Стрелка начался катастрофический мощнейший выброс.
Почему же тот остался жив и через год, выброшенный “Осознанием” из морозильника сталкеров, инициировал события “Теней Чернобыля”?
Почему именно со Стрелком у “Осознания” вышла такая накладка и его закодировали на убийство себя?
Почему вообще “Осознанию” понадобилось тратить столько усилий, чтоб убить одного единственного человека?
Что-то, наверное, произошло ещё тогда же, до того, что показывает финальный ролик Clear Sky. Это тебе и предстоит выяснить, сталкер.
Помимо сюжета в Зоне происходят события связанные с активной войной группировок.
Во время первой загрузки игры не надо спешить и прощелкивать побыстрее первые сообщения.
Игра в этот момент инициализируется и может загрузиться неполностью, из-за чего рано или поздно вылезут различные ошибки –
например, отсутствие некоторых переходов между локациями.
Лёгкий способ проверить всё ли в порядке – после начала игры посмотреть на глобальную карту.
На ней вы должны насчитать 39 отмеченных переходов между локациями.
Ход игры: если вас послали с кем-то поговорить – это не значит, что загорится отметка на глобальной карте.
Поэтому, для прохождения надо хорошо знать оригинал игры – Сталкер “Чистое небо”
Erozoner сказал, что сделает свой мод, принципиально не меняя файл all.spawn
и все предметы знакомые по оригиналу игроки найдут на своих местах.
(Когда EroZoneR залезет в all.spawn я и представить не могу, что тогда начнется)
Для свежести впечатлений имена персонажей изменены на похожие по ассоциации, например: Лебедев – Гусев,
Каланча – Башня и т.д.
В игру интегрированы все персонажи из Зова Припяти. Чего я не встречал ни в одном моде по “Чистому небу”
В игре можно встретить 2 женских персонажа и даже пообщаться с ними.
Беседуйте со сталкерами, они все в курсе произошедших в Зоне изменений и могут сообщить вам массу интересного.
В этой модификации задействовано большее количество моделей сталкеров, чем в любом другом моде.
(всё, что было для Чистого неба и плюс персонажи из Зова Припяти)
—
—
Все вопросы по странному виду Зоны и прочих чудес разрешаются по ходу сюжета.
—
ПО НАЧАЛУ ИГРЫ:
Игра имеет большую рэндомную составляющую. Например, если в начале игры вышедший из под контроля снорк на базе Чистого неба убивает
профессора Башню, лучше всего начать игру заново, чтобы все же пообщаться с ним. Или же, если из первого же вскрытого ящика вывалится
(например) всего 1-2 бинта и десяток пистолетных патронов, то же самое, – лучше переначать игру заново, потому что это значит,
что игра зарядилась на скудный рэндом по всем ящикам. Но на самом деле это не очень важно, в игре всего хватает.
Поскольку в зона идёт настоящая война, то дважды пройти одинаково какой-то отрезок игры невозможно. Поэтому делайте больше сейвов.
СОВЕТЫ: – Изучайте изменившуюся Зону. Теперь герой может проходить в любые места.
Многие пути ведут не туда, куда раньше. Появились новые. Найди Перекрёстки Пространств, с их помощью легче вести войну кланов.
Поведение многих монстров изменилось. Химеры приобрели Смертельный прыжок.
Пси-аура контролёров вызывает псевдопространственные скачки. Три чёрных артефакта смерти изменяют законы природы.
Зомбированные проявляют неестественную для них активность. И.т.д. Это новая Зона. И она на всю голову Аномальная.
S.t.a.l.k.e.r.: чистое небо
Сказать, что прошлогодний S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl был очень спорной и неоднозначной игрой – значит не сказать абсолютно ничего. Её выход поделил игроков на два примерно равных, но абсолютно непримиримых лагеря. В то время как одни упивались густой атмосферой, интересным геймплеем, сюжетом и посвящали десятки рассказов любимой игре, другие хаяли игру на чём свет стоит. Аргументы последних в общем-то были вполне обоснованные: и дескать графика в игре устарела минимум года на три (это верно) и половину того, что обещали разработчики не выполнили (тоже верно) и ИИ там часто глупил и так далее.
В общем и целом отношение игрока к «Теням Чернобыля» выражалось в том, как именно он готов был смотреть на игру. Самое смешное и парадоксальное, что тоже самое можно сказать и о «Чистом Небе» — всё будет зависеть от того, какой вы выдадите игре кредит доверия.
Какое небо голубое©
Начнём банально с сюжета. Итак, Зона, 2011 год, то есть ровно год до событий оригинальной игры. Некий наёмник по прозвищу Шрам, сопровождая группу ученых, был накрыт сильнейшим выбросом, который изменил облик Зоны. В результате он без памяти обнаруживает себя в лагере группировки «Чистое Небо» — сталкеров-учёных, которые мечтают понять Зону и уберечь человечество от неё. В результате Шрам скоро узнаёт, что постоянными выбросами Зона пытается уничтожить того, кто подобрался слишком близко к ЧАЭС, а все катаклизмы вызваны вмешательством одного человека. Как вы уже догадались этот субъект никто иной как Стрелок (он же Меченый) – протагонист первой части.
И вот тут начинается двойственность натуры Clear Sky. С одной стороны игра является изящной предысторией событий оригинала, наделённой интригой и захватывающим сюжетом, интересными персонажами и эпической развязкой (финал, кстати, только один). Но, честно говоря, заезженные уже самими разработчиками из GSC Games штампы жанра вроде частичной амнезии героя, таинственного прошлого персонажа, который узнаёт о себе ближе к финалу уже настолько предсказуемы, что каждая «страшная тайна» предугадывается за весьма ощутимое время до того, как игра вам её выдаст сама.
Что у нас дальше? А дальше стоит рассказать о графике. Движок X-Ray довели до версии 1.5 и теперь он показывает действительно натуральную картинку. На словах объяснить трудно. Закройте глаза и представьте, как вы просыпаетесь в хибаре с тонкой крышей, сквозь щели в потолке лениво пробиваются солнечные лучи, потом вдруг собираются тучи и собирается дождь от которого поверхности натуралистично намокают (правда только в DirectX10-версии). Про потрясающую игру света и тени, а также HDR говорить просто смешно. Это не Crysis. Это чем-то даже лучше.
Расписывать графику S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky можно очень долго. Моделям наконец-то добавили полигонов, и на мой неискушённый взгляд показалось, что на каждую модель приходится примерно раза в полтора больше «треугольников», чем в оригинале. Под стать моделям и анимация – теперь сталкеры не представляют собой неповоротливых человекообразных роботов, неуклюже переставляющих ноги. Ну и наконец отдельно слово стоит рассказать о том, как тут выглядит вода. Пожалуй, трудно назвать хотя бы две игры, где вода выглядит так красиво. Такой бы бочке да ложку побольше! Только ложка опять оказалась с едким дёгтем. Во-первых, существенно возросли системные требования. И если минимальные выросли не так значительно, то чтобы запустить «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» на максимальных вам понадобится очень мощный компьютер. Время загрузки локаций также оставляет желать лучшего, хотя возможно это связано с тем, что они прилично возросли в размерах. Ну и не могу не упомянуть забавные эффекты от попаданий в виде каких-то искр – на бандитских куртках они выглядят явно неуместно. Ещё более забавно выглядят быстрое и резкое падения тел – складывается ощущение, что дело происходит на Юпитере.
S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
Но самое ужасное – оптимизация и баги. На форумах игроки, первые опробовавшие «Чистое небо» уже вовсю упражняются на тему того, что произошёл Выброс, только не на Зоне, а в GSC, которые метнули некачественный продукт на прилавки. Несмотря на то, что первый патч уже был выпущен, игра радует многочисленными недочётами. Кривая оптимизация и как следствие — тормоза, вылеты в Windows, невозможность выполнения некоторых квестов и чуть ли не BSOD’ы очень сильно попортили всем впечатление. Так что заранее даём совет – лучше не рискуйте и подождите месяц пока выйдет ещё патч-другой, потому что сейчас в ЭТО удаётся играть далеко не всем.
ему с три короба наврёшь – и делай с ним что хошь ©
После того как сходит первое впечатление от графики, начинаешь обращать внимание на геймплей. Основной его фишкой тут должна была стать борьба группировок о которой так красиво говорили разработчики и преподносили как новое слово в жанре.
В принципе на словах и в теории всё выглядело просто замечательно. То есть в режиме реального времени банды сталкеров воюют за территории, захватывают опорные точки и плацдармы, рекрутируют новых членов и так далее. Те, кто имеет больше ресурсов и территории может позволить себе более обширный ассортимент товаров и бОльшую численность личного состава. Внести в S.T.A.L.K.E.R. sandbox-геймплей было бы отличной идеей.
Но к огромному сожалению, вся эта механика работает только номинально. Да, есть война группировок, и главный герой может присоединиться к одной из нескольких формирований (уже знакомые «Свобода», «Долг», «Чистое Небо», «Одиночки» и ещё две неиграбельные фракции – Бандиты, Военные и «Ренегаты»). Да, если герой вынес вражеский блокпост, то высок шанс того, что в магазине появится новый ствол. Но в целом всё равно играется Clear Sky практически как предыдущая часть – то есть как широкомасштабный, но всё же линейный шутер с ролевыми вкраплениями.
Специфика борьбы группировок оказала огромное влияние на квестовую часть. Если раньше побочные задания представляли собой миссии вроде «принеси щупальца кровососа», «убей сталкера» и «добудь артефакт», то теперь все несюжетные задания сводятся к «отбей атаку» или «захвати». После захвата вражеской базы там мгновенно респаунятся наши должностные лица – лидер, торговец хабаром, проводник и ремонтник. Роль последних двух стоит уточнить.
Проводники – это эдакие аналоги Silt Strider’ов и телепортов в том же The Elder Scrolls III: Morrowind. То есть за небольшую плату (или даже бесплатно) они готов провести вас в пределах одной территории, скажем, Болот. Если честно, введение подобных личностей довольно неплохо вписалось в геймплей, потому как местные локации (есть как уже давно знакомые Свалка и Кордон, так и новые – Болота, город Лиманск и Рыжий Лес) раза в два превосходят ранее виденные. Стоит напомнить, что транспорта как не было, так и нет.
Ремонтник – гораздо более интересный персонаж. Во-первых, он чинит износившееся оружие и обмундирование. Но главное – он ставит всевозможные апгрейды. Список для каждого вида оружия и брони уникален. Всевозможные эргономические ручки, дополнительные обоймы, облегчённый ствол, улучшенный дульный тормоз (снижение отдачи) и даже смена под другой калибр – это далеко не полный список изменений. Также техники дают специальные задания по нахождению флешек с информацией по улучшениям.
Но если сказать по-честному, то улучшения носят довольно символический характер. Более того, на некоторые стволы и бронекостюмы их ставить практически бессмысленно. И что самое обидное, все апгрейды визуально НЕ отображаются, как это сделано в Bioshock или Medal of Honor: Airborne. Так что идея разработчиков о том, чтобы игрок привык к своему оружию, холил и лелеял его, явно провалилась. Сам состав стволов практически не изменился со времён первой части, что в принципе оправдано.
Другие изменения геймплея носят функциональный характер. Так аномалии теперь заметить практически невозможно, а артефакты не валяются россыпями у дорог, и чтобы найти их понадобится довольно много времени. Специально для поиска артефактов появились приборы-детекторы, которые берутся в левую руку и сигнализируют о наличии (а иногда и о расстоянии до) артефакта.
Отдельные строки стоит уделить изменениям в интерфейсе и прочей мелочи. Наконец-то, вняв стонам игроков, разработчики сделали действительно удобную и красивую панель управления. Каждый пункт стоит разобрать отдельно.
Во-первых, изменился HUD. В правом углу экрана мы теперь можем наблюдать полоску здоровья, состояние брони, а также текущий уровень радиации в организме и в окружающей среде. Удобство весьма спорное, хотя местный HUD (то есть всё, что отображается на экране) обладает высоким значением параметра, который называется “usability”, то есть «дружелюбность к пользователю». Так же изменился и инвентарь. Теперь, когда меняешь одно оружие на другое не приходиться линейкой вымерять полоски параметров, чтобы понять у какого из двух автоматов выше точность стрельбы и скорострельность – прирост параметра при смене показан зелёным отрезком, уменьшение – красным. Правда периодически случаются странности и оружие, повешенное на кнопку «3» сравнивается по характеристикам с пистолетом, за которым назначена клавиша «2», но это в целом редкость.
Второе очень важное изменение, которому будут, безусловно, рады игроки – нормальный КПК, на функционал которого жаловались абсолютно все. По одной вкладке мы можем посмотреть текущую ситуацию на фронтах и какие задачи нужно выполнить нашей фракции – удержать такой-то хутор, захватить такой-то плацдарм и так далее. При переходе на другую закладку выводится статистика героя, его группировке и фракции противника – количество доступных ресурсов, личный состав и место в общем рейтинге. Наконец по другой вкладке мы переходим к карте.
Она стала также по-настоящему удобной. По двум щелчкам мыши мы можем вызвать весь список второстепенных заданий, выбрать нужное на данный момент и после попросить отслеживать его на карте. Карта также стала и более информативной – теперь на ней отображаются перемещения союзников и врагов, при наведении курсора на объект высвечивается информации о нём (те пять быстро приближающихся красных точек – мутанты или бандиты?), а так же может даже показать цель его маршрута.
Стоит уделить отдельную главу бою и ИИ. В плане стрельбы и тактики S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky практически ничем не отличается от Shadow of Chernobyl. То есть как всегда противники выдерживают здоровенную очередь из АКСУ-74 в живот, небольшая не перебинтованная рана может погубить персонажа, а разброс пуль от большинства стволов такой, что половина пуль на расстоянии менее пятидесяти метров просто уходит «в молоко», так что приходится двигаться короткими перебежками, целить в голову и выстреливать по 2-4 патрона. Но теперь в игру был привнесён жуткий элемент. Враги научились метать гранаты! И это действительно страшно – метко пущенная граната РПГ-5 может запросто снести половину здоровья да ещё и открыть сильнейшее кровотечение. Но самое ужасное, когда игрока окружают пятеро или, не дай бог, семеро бандитов. Тогда со скоростью подач Марии Шараповой к игроку с комментариями «Скушай, с**а, яблочко!» летит целая туча лимонок, которые взрываются практически мгновенно. Естественно, что ранее работавшая тактика отсидки за укрытиями больше не действует – ахнуть не успеешь, как тебя закидают гранатами.
Особенный камень преткновения тут – искусственный интеллект. И если раньше те же бандиты стреляли как обкурившиеся анархисты, то теперь они выцеливают игрока со всех стволов с потрясающей точностью, так что даже ветеранам шутеров будет непросто выжить даже на втором уровне сложности. Единственный забавный баг опять же связан с использованием гранаты – если вы лицом к лицу встретитесь с врагом, сжимающим в высоко поднятой руке лимонку, то можете успокоится, поскольку есть весьма вероятный шанс, что тот не предпримет никаких действий, если вы не дадите ему далеко отойти – в противном случае он всё-таки совершит роковой бросок или достанет автомат.
Напоследок стоит рассказать о звуковом сопровождении. Это наверно то, что ВООБЩЕ не поменялось со времён первой части. Ну да, записаны новые диалоги, несколько фраз опять же связанных с броском гранаты. Но остальное – звуки выстрелов, мелодии и даже анекдоты, которые травят сталкеры у костра, почти все старые. А в главном меню играет всё та же dark ambient мелодия, что и в «Тенях Чернобыля». Хотя конечно ждать тут перемен было бы смешно.