Монстры которых вы не видели в “S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо”
Игры против железа: «S.T.A.L.K.E.R.: чистое небо»
Поделитесь в соцсетях:
Отечественная игра «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» стала хитом не только у нас, но и далеко за пределами Украины, потому неудивительно, что продолжение этого проекта поклонники ждали с нетерпением. Однако после выхода оказалось, что для созерцания его во всей красе большинству придется раскошелиться еще и на апгрейд, ведь «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» продолжил дело своего предшественника в войне игровых движков против компьютерного железа. Новая версия X-Ray выдает отличную картинку, а также имеет одну из лучших моделей освещения, но невероятно ресурсоемка на максимальных настройках графики. За кем победа в этом раунде?
В игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» огромное внимание уделено реализации модели освещения. К уже знакомым по «Тени Чернобыля» режимам рендера Статичное освещение, Динам. освещение объектов и Полное динамическое освещение в улучшенном графическом движке X-Ray версии 1.5 добавился новый – Улучшенное полное освещение, а в ОС Windows Vista еще и Улучшенное полное освещение, но с приставкой DX10. Последний, как несложно догадаться, использует API DirectX 10, что является техническим нововведением для S.T.A.L.K.E.R. В итоге движок игры поддерживает целых три версии DirectX (Статичное освещение – DX8), а это встречается очень редко. Кроме используемого API, типы рендера различаются еще и методами просчета освещения, а также доступными дополнительными эффектами. Отметим, что в Улучшенном полном освещении (DX10) есть только две уникальные опции – Намокание плоскостей и Объемный дым. Выглядят упомянутые эффекты очень приятно, но так как остальные отличия между режимами DX9 и DX10 практически незаметны, пользователи Windows XP не очень много теряют. Кстати, стоит отдать должное разработчикам, которые не стали искусственно ограничивать качество рендера в режиме DirectX 9.
Кроме выбора типа рендера, есть и пять привычных пресетов, изменяющих опции качества, спрятанные в расширенных настройках. В итоге, пользуясь только предустановками, можно получить 25 различных режимов графики! Такое богатство регулировок похвально и позволит практически любому игроку подобрать оптимальные для своей системы.
В нашем исследовании мы отказались от тестирования с использованием рендера Статичное освещение. Причины две: во-первых, любая современная игровая видеокарта обеспечивает в нем отличное быстродействие – даже GeForce 9500 GT смогла выдать 90 кадров в секунду. Во-вторых, выглядит такой режим по нынешним меркам невпечатляюще, и атмосфера Зоны при его использовании в определенной мере теряется. Впрочем, последним страдает и Динам. освещение объектов. Но все же наличие такого режима дает возможность владельцам старых систем ознакомиться с игрой, а после обновления ПК будет повод вернуться к исследованию Зоны, чтобы увидеть ее во всей красе.
В случае с режимом Улучшенное полное освещение (DX10) мы выставляли действительно максимальные настройки, а не пресет под аналогичным названием. Единственная опция, которая не была активирована в виду сильного падения производительности, это FSAA. Стоит отметить, что во всех режимах, использующих DX9, полноэкранное сглаживание не работает из-за особенностей движка. Однако для видеокарт NVIDIA в драйверах можно принудительно форсировать данную методику улучшения качества. Вот только реально она мало кого заинтересует из-за просто трагического ухудшения производительности – даже на GTX 280 оно составляет 200–400%.
В качестве бенчмарка использовалась специально созданная демо-запись на первой локации игры. Выбор базы «Чистого неба» для теста обусловлен тем, что это одно из тяжелейших мест в плане нагрузки на систему. А так как действие происходит утром при очень сложном освещении, – возможно, и самое тяжелое. Потому если видеокарта с честью сможет пройти такое испытание, то и в других локациях она наверняка выступит достойно.
Почему именно видеокарта? Дело в том, что в первую очередь быстродействие нового детища GSC зависит от графического ускорителя. Разница в качественных режимах между частотами 4,25 и 2 ГГц, использовавшегося для тестов Core 2 Duo E8500, заметна только в случае с видеокартами GTX 280 и HD 4870 X2, несмотря на более чем двукратную разницу в частоте СPU, падение производительности составило всего 10–15%. В итоге даже для «прокорма» такого монстра, как HD 4870 X2, вполне достаточно E8400 или E8500, работающих на штатных частотах. Кстати, экспресс-тест показал – в случае с процессорами архитектуры Core на быстродействие сильно влияет объем кэш-памяти. К примеру, Celeron Dual-Core E1200 (512 КБ), для того чтобы догнать 2-гигагерцевый Wolfdale (6 МБ), пришлось работать на частоте 3,1 ГГц. Вопрос о необходимости трех- и четырехъядерных процессоров для «Чистого неба» не стоит – движок игры задействует только одно ядро CPU. Конечно, если современный проект не умеет хотя бы как-то использовать преимущества многоядерных процессоров, это явная недоработка, исправление которой вполне могло бы помочь владельцам бюджетных двухъядерников. Однако есть надежда, что поддержку многопоточности добавят со временем в очередном патче, как это уже когда-то было с «Тенью Чернобыля».
Переходя к результатам тестов, сразу же отметим очень высокую ресурсоемкость игры на максимальных настройках. Единственная видеокарта, которая может обеспечить более-менее комфортный геймплей, – Radeon HD 4870 X2, подоспевшая аккурат к выходу игры. Впрочем, как мы уже упоминали, тестовое демо весьма тяжелое, особенно для режима Улучшенное полное освещение. Это связано и с тем, что в кадре присутствуют солнечные лучи – один из самых красивых эффектов, но в то же время и очень ресурсоемкий. Его полное отключение позволяет повысить производительность на впечатляющие 60–80%. Еще одна опция, которая глобально влияет на быстродействие, как, впрочем, и на привлекательность картинки, носит имя Тень от солнца – отказавшись от нее, получаем прирост в 2–3 раза. Кроме того, для увеличения производительности стоит обратить внимание на фильтрацию и качество текстур, плотность травы, SSAO. Остальные настройки влияют не так сильно.
Несущественные различия в качестве между версиями DirectX в режиме Улучшенное полное освещение косвенно подтверждают и результаты тестирования. Падение производительности при переходе на DX10 составляет около 10%, часть из которых приходится на еще более качественные настройки, выставленные нами, а также на ресурсоемкую Windows Vista. Хотя вклад ОС незначителен – по быстродействию она всего на несколько процентов уступает ХР. Единственные видеокарты, продемонстрировашие уменьшение количества кадров заметно большее, чем на 10%, – ATI Radeon при разрешении 1280×1024. А так как при 1920×1200 подобных причуд не наблюдается, вполне возможно, что это недоработки драйверов.
Кстати, серия Radeon HD 4800 оправдывает приставку High-definition в своем названии – чем выше нагрузка, тем больше она отрывается от преследователей. Кроме результатов тестов при 1920×1200, это подтверждает и минимальное значение кадров в секунду, показанное видеокартами в самых тяжелых эпизодах нашей тестовой демо-версии (подробности вы можете найти на диске). Хотя учитывая, что игра разработана в рамках инициативы NVIDIA The Way It’s Meant To Be Played, естественнее было ожидать преимущества адаптеров NVIDIA. Но, возможно, с участием в этой программе связаны проблемы отображения некоторых текстур (сетки забора, например) в режимах DirectX 9 – на графических картах ATI. Появление же в консоли игры сообщения nvAPI_EnumLogicalGPUs failed! дает нам повод полагать, что это вина создателей игры, а не драйверов ATI. Надеемся, в следующем патче все будет исправлено, в том числе и ряд других недочетов, имеющихся в проекте. Впрочем, разработчики ПО для видеокарт также будут трудиться над оптимизацией кода, и, возможно, смогут несколько поднять производительность. Начало уже положено – Catalyst 8.9 beta дает 5–10-процентный прирост в некоторых режимах.
Игра достаточно требовательна к объему оперативной и видеопамяти. Минимальный размер ОЗУ для комфортной игры на максимальных настройках составляет 2 ГБ для ХР и 3 ГБ для Vista. Хотя накинуть еще по одному гигабайту сверху не помешает. Касательно видеопамяти: при разрешении 1280×1024 игра использует в среднем 550–600 МБ, а при 1920×1200 – уже 620–675 МБ. Как показала проверка, в случае с HD 4850 версия с 1 ГБ видеопамяти не имеет заметного преимущества при разрешении 1280×1024, а вот при 1920×1200 прирост уже
Прохождение S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо
Содержание
Темная долина
Убить пси-собаку: Чахлая стоянка
Комендант просит Шрама уничтожить пси-собаку, которая досаждает людям на базе Свободы своими фантомами. Мутанта лучше всего убивать из дробовика, не дожидаясь, пока она выпустит фантомы.
Доставить боеприпасы на форпост
В следующем задании Щукин просит взять боеприпасы ( патроны 5,56×45 мм AP x240 и РГД-5 x3) у торговца Ашота и доставить их на форпост отряду Свободы. На подходе к форпосту послышатся выстрелы — все свободовцы окажутся убитыми. Однако на трупе одного из них есть всё ещё активный КПК с записью разговора нападавших, из которого следует, что именно Комендант Щукин сдавал убийцам всю информацию о патрулях Свободы. Необходимо доставить КПК Чехову.
При личной встрече Чехов рассказывает, что Комендант сбежал в сторону Кордона, как только услышал по частоте Свободы запись с найденного КПК.
Найти Коменданта
Необходимо найти Коменданта — живым или мёртвым, так как он слишком много знает о делах группировки. В награду за это Чехов обещает рассказать Шраму о Клыке.
На подходе к предполагаемому местонахождению Коменданта появится сообщение: отряд Свободы просит помочь уничтожить группу наёмников на ферме. Выясняется, что именно они нападали на свободовцев в Тёмной долине. Наёмников на ферме пять человек. Здесь же будет лежать труп Коменданта, которого подельники убили как ненужного свидетеля.
После уничтожения наёмников, необходимо отнести Чехову КПК Щукина. Если наёмники будут уничтожены лишь силами свободовцев, то игрок награду не получит
Награда за уничтожение наёмников: 3000 RU.
Получив КПК Коменданта, Чехов расскажет, что Клык был у них на базе и купил редкие электронные детали. На вопрос Чехова о том, зачем они ему нужны, Клык не ответил и ушёл. Однако лидер Свободы не привык отступать и попросил техника Яра взломать частоту КПК Клыка, чтобы пару дней следить за перемещениями сталкера. После разговора Чехов сбрасывает Шраму координаты Клыка, из которых следует, что тот вновь отправился на Свалку.
Рыжий лес
Остановить Стрелка
Необходимо догнать Стрелка, который спешно убегает от игрока. Но около моста в Лиманск оказывается засада, организованная Стрелком: несколько сталкеров атакуют игрока, пытаясь задержать. Стрелок в этот момент успевает ускользнуть в тоннель, ведущий на Радар, и подорвать его, чтобы не допустить погони.
Появляется второстепенное задание по уничтожению засады, устроенной Стрелком. После уничтожения вражеских сталкеров задание «Остановить Стрелка» оказывается проваленным — Стрелок «ушёл».
С Наёмником Шрамом связывается Лебедев и сообщает, что теперь единственный путь на ЧАЭС открыт через Лиманск, но разводной мост, позволяющий проникнуть в город, поднят и контролируется ренегатами. Шрам должен встретиться с Лесником, чтобы понять, как пройти к Лиманску.
Идти на сигнал SOS
Сразу после провала предыдущего задания появляется новое – кто-то просит помощи в Рыжем лесу. Нужно прийти на помощь, однако при прибытии игрока на место отряд сталкеров, отсылающий сигнал SOS, оказывается уничтожен. Задание отменено.
Поднять КПК
Необходимо взять КПК одного из сталкеров. В устройстве оказывается карта Рыжего леса с заметкой о пространственной аномалии в лесу, которая ведет к убежищу Лесника. Теперь необходимо найти проход к аномалии.
Найти проход в аномальную зону
После поднятия КПК на карте появляется наводка на отряд сталкеров, который просит помощи Шрама для прорыва через Рыжий лес к аномалии Симбионт.
Вместе с отрядом необходимо пройти до Симбионта, уничтожая стаи мутантов по пути: в “Логове мутанта” на сталкеров нападет группа Снорков, затем атакуют слепые собаки и псевдо-собаки. Вокруг аномалии Симбионт будет ходить псевдогигант.
Прохождение S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо
Содержание
Темная долина
Убить пси-собаку: Чахлая стоянка
Комендант просит Шрама уничтожить пси-собаку, которая досаждает людям на базе Свободы своими фантомами. Мутанта лучше всего убивать из дробовика, не дожидаясь, пока она выпустит фантомы.
Доставить боеприпасы на форпост
В следующем задании Щукин просит взять боеприпасы ( патроны 5,56×45 мм AP x240 и РГД-5 x3) у торговца Ашота и доставить их на форпост отряду Свободы. На подходе к форпосту послышатся выстрелы — все свободовцы окажутся убитыми. Однако на трупе одного из них есть всё ещё активный КПК с записью разговора нападавших, из которого следует, что именно Комендант Щукин сдавал убийцам всю информацию о патрулях Свободы. Необходимо доставить КПК Чехову.
При личной встрече Чехов рассказывает, что Комендант сбежал в сторону Кордона, как только услышал по частоте Свободы запись с найденного КПК.
Найти Коменданта
Необходимо найти Коменданта — живым или мёртвым, так как он слишком много знает о делах группировки. В награду за это Чехов обещает рассказать Шраму о Клыке.
На подходе к предполагаемому местонахождению Коменданта появится сообщение: отряд Свободы просит помочь уничтожить группу наёмников на ферме. Выясняется, что именно они нападали на свободовцев в Тёмной долине. Наёмников на ферме пять человек. Здесь же будет лежать труп Коменданта, которого подельники убили как ненужного свидетеля.
После уничтожения наёмников, необходимо отнести Чехову КПК Щукина. Если наёмники будут уничтожены лишь силами свободовцев, то игрок награду не получит
Награда за уничтожение наёмников: 3000 RU.
Получив КПК Коменданта, Чехов расскажет, что Клык был у них на базе и купил редкие электронные детали. На вопрос Чехова о том, зачем они ему нужны, Клык не ответил и ушёл. Однако лидер Свободы не привык отступать и попросил техника Яра взломать частоту КПК Клыка, чтобы пару дней следить за перемещениями сталкера. После разговора Чехов сбрасывает Шраму координаты Клыка, из которых следует, что тот вновь отправился на Свалку.
Рыжий лес
Остановить Стрелка
Необходимо догнать Стрелка, который спешно убегает от игрока. Но около моста в Лиманск оказывается засада, организованная Стрелком: несколько сталкеров атакуют игрока, пытаясь задержать. Стрелок в этот момент успевает ускользнуть в тоннель, ведущий на Радар, и подорвать его, чтобы не допустить погони.
Появляется второстепенное задание по уничтожению засады, устроенной Стрелком. После уничтожения вражеских сталкеров задание «Остановить Стрелка» оказывается проваленным — Стрелок «ушёл».
С Наёмником Шрамом связывается Лебедев и сообщает, что теперь единственный путь на ЧАЭС открыт через Лиманск, но разводной мост, позволяющий проникнуть в город, поднят и контролируется ренегатами. Шрам должен встретиться с Лесником, чтобы понять, как пройти к Лиманску.
Идти на сигнал SOS
Сразу после провала предыдущего задания появляется новое – кто-то просит помощи в Рыжем лесу. Нужно прийти на помощь, однако при прибытии игрока на место отряд сталкеров, отсылающий сигнал SOS, оказывается уничтожен. Задание отменено.
Поднять КПК
Необходимо взять КПК одного из сталкеров. В устройстве оказывается карта Рыжего леса с заметкой о пространственной аномалии в лесу, которая ведет к убежищу Лесника. Теперь необходимо найти проход к аномалии.
Найти проход в аномальную зону
После поднятия КПК на карте появляется наводка на отряд сталкеров, который просит помощи Шрама для прорыва через Рыжий лес к аномалии Симбионт.
Вместе с отрядом необходимо пройти до Симбионта, уничтожая стаи мутантов по пути: в “Логове мутанта” на сталкеров нападет группа Снорков, затем атакуют слепые собаки и псевдо-собаки. Вокруг аномалии Симбионт будет ходить псевдогигант.