Аврелиан Рим 2 Тотал Вар – Расколотая Империя (Total War: ROME 2 – Empire Divided)
Обзор Total War: ROME II — Empire Divided — возвращение в Рим
Total War: Rome 2 можно считать поворотной частью в серии Total War. Все последующие игры от Creative Assembly особо не привнесли ничего нового и были довольно холодно встречены фанатами. Именно фанатами — теми, кто боролся с императором за Японию в Shogun 2, теми, кто отбивал монгольское нашествие и искал спасения от чумы в Medieval 2, теми кто познал вкус истинной «Тотальной войны» в Rome: Total War… «Кровосмешение» с вселенной Warhammer породило что-то свежее и даже местами интересное, но это совсем другой опыт. Поэтому новости о Total War Saga: Thrones of Britannia вызвали вздох надежды и позитива. А тут еще и дополнение выпустили к уже забытой Rome 2, в котором добавили много интересных вещей, способных вдохнуть жизнь в «мертвеца».
Empire Divided — это больше, чем просто новая кампания в Total War: Rome 2. На этот раз изменения коснулись самой механики игры в некоторых очень важных ее аспектах, причем гораздо сильнее, чем, например, в «Ярости Спарты» и других DLC. Стоит признать, во второй части эпопеи по Рим разработчики сделали целую уйму спорных решений, которые привели к сильным «ожогам»филейной части у любителей серии и вызвали бурю негативных оценок со стороны комьюнити. «Да, вот в наше время Rome: Total War был что надо!» — кряхтели поклонники.
Хотя и судить их за это тоже неправильно. На игровой ИИ трудно смотреть без слез, а сетевой код в первое время одаривал всех критичными багами словно настоящий Дед Мороз под Новый год. Многое осталось нерешенным, что-то поправили в следующих частях серии, и на фоне этого «Расколотая империя» смотрится как некоторая работа над ошибками. Пуская она не такая масштабная — важен сам факт.
Но вернемся непосредственно к начинке Empire Divided. История переносит нас в 270 год н.э. Рим погряз в разборках правителей и расколот на несколько частей. Слабость сильного, но раненого противника привлекла «хищников» послабее, но вместе им по силам волной прокатиться по всей римской империи, оставив после себя лишь руины когда-то великой цивилизации. Варвары на севере, грозные Сасаниды и Пальмира на востоке — легионам явно будет непросто в этой кровавой мясорубке.
В размерах мир и карта совпадают с тем, что нам предлагает основная кампания, немного лишь поменяли расположение самих городов. Играбельных фракций всего 10, зато каждая из них отлично раскрыта в плане исторических событий и персонажей. События теперь складываются в цепочки, составляя небольшие сюжеты. Это касается не всех случаев, когда вам предстоит сделать выбор, но система стала на порядок сложнее. Единственный недостаток — сложно поступить неправильно. Легко догадаться к чему придет тот или иной поступок, и это значительно ограничивает варианты.
Главным изменениям подверглась социальная составляющая. Лидеры вашей фракции и другие партии теперь гораздо более активно взаимодействуют на политической арене. И, как следствие, вероятность гражданской войны стала явно выше, чем раньше. Кланы, Дома и их аналоги теперь любят устраивать подлянку в середине игры, отпочковываясь в каких-нибудь сепаратистов, прихватив с собой пару армий и несколько провинций. Теперь эти конфликты стали менее масштабны и их проще подавлять, но зато увеличилась их частота.
Остальные изменения носят скорее косметический характер, и не сильно влияют на саму игру. Обновили ветки развития, сделав некоторые исследования более значимыми. Изменили процесс улучшения агентов и полководцев — теперь игрок видит не только доступные навыки, но и целиком ветки развития, за что отдельное спасибо разработчикам. В городах появился такой показатель как Санитария, поэтому при проведении строительных работ придется учитывать еще и чистоту в поселении. Это, кстати, еще один винтик в социальную часть игры, поскольку здания именно такого типа стали более актуальными в данной системе.
Есть и скорее отрицательные нововведения. Например, в каждой провинции появились бандиты, которые в определенный момент времени начинают воровать налоги из казны либо пищу у населения. Сама идея имеет здравое зерно, но подкачала реализация. Ее можно было развернуть аж вплоть до появления бандитских армий на территории игрока, однако мы получили только новый индикатор и мало способов влияния на него.
Изменился также внешний вид и качество отрядов в армии. Если раньше все иконки были сделаны в неком греческом стиле и были отдаленным напоминанием реальных воинов, то в Empire Divided мы получили полноценные изображения наших бойцов. Однако так вышло, что стиль получился какой-то очень простой, и чем-то даже напоминает Mount & Blade: Warband. Раньше шутили, что собирают армию из «мужиков с палками», а сейчас в этих словах стало больше правды, чем хохмы.
Rome 2: Empire Divided — отличное дополнение для игры, которую уже успели забыть. Оно нацелено на поклонников Rome 2, им оно и должно понравится. Буквально за неделю до релиза в сетевой игре практически не было ни души, зато после него желающих навернуть совместной кампании стало в десятки раз больше. И это говорит о многом.
Часть 1. Прохождение кампании Total War: ROME II — Empire Divided
РИМ 2 РАЗДЕЛЕННАЯ ИМПЕРИЯ
Дополнение «Empire Divided» для игры «Total War: ROME II» тематически посвящено эпохе перед императором Диоклетианом. Во второй половине III века нашей эры империя сыпанулась так, что на карту смотреть страшно. Однако общий культурный фон и отсутствие по-настоящему сильных внешних угроз позволили склеить эту разделенную империю.
Мы переносимся в 270 год н.э. и можем оказаться в шкуре лидера одного из осколков империи. Разумеется, перед игроком стоит цель собрать государство под свою руку, уничтожив всех конкурентов. Этим могут заняться фракции:
Но авторы не забывают, что рассматриваемая эпоха хронологически располагается аккурат перед великим переселением народов. То есть перед вторжением в Рим варваров. Соответственно, любители варваров могут выбирать из германцев:
Доступны и иные племена:
Замыкают многообразие разрушителей римского наследия народы Востока:
Разработчик, кроме новой хронологии и новых фракций, обещает обновленные дерево технологий, навыки персонажей, постройки, религии, стратегические эффекты. Если говорить предельно честно, то большого влияния всех этих фишек на ход кампании я не обнаружил. Есть они? Хорошо. Но кампания развивается без фокусировки взгляда на этих новшествах.
Далее я рассмотрю ход игры на примере описания прохождения «Total War: ROME II — Empire Divided». Надеюсь, многое станет более понятным, обретя конкретику.
Римская империя и ее соседи в 270 году
ВЕЧНЫЙ РИМ
Обычно для первого прохождения я выбираю Рим. Не стал исключением и этот случай. Правда, доступных для выбора «римов» тут три. Но только один из них носит наименование «Истинный». Это римская фракция императора Аврелиана.
В августе 270 года Рим не владеет ни Римом, ни хотя бы кусочком Италии. Аврелиан имеет 23 региона и 6 полных провинций. Большая их часть сосредоточена на Балканском полуострове. Так же во владения Аврелиана входит север Африки от Карфагена (включительно) до Египта (исключительно).
Имперский статус подчеркивается наличием большого количества протекторатов:
Таким образом, полностью подконтрольные Риму территории включают Балканы, Африку и значительную часть Малой Азии.
Аврелиан находится в состоянии войны с кучей окрестных фракций. Наиболее значимыми врагами являются:
- Римляне-узурпаторы (Италия)
- Галлский Рим (Галлия, Британия и Испания)
- Пальмира (Ближний Восток)
Какие же войска со старта может выставить Аврелиан? При его империи можно иметь до 10 армий и до 5 флотов. Имеется же в наличии:
- I флот – 7 кораблей, у берегов Ливии
- I легион (Аврелиан) – 8 отрядов, в Дакии
- II легион (Маркиан) – 6 отрядов, в Карфагене
- III легион (Кекропий) – 6 отрядов, в Иллирии
Прямо скажем: негусто. Не то что вести наступление, но и просто прикрыть все границы этими силами нельзя. Ну что ж, будем вести найм и строительство. Из стартовых 10 тысяч талантов в первый же ход на это доброе дело пущено 8,5 тысяч.
Для поправки бюджета первым дипломатическим действием является тотальное заключение торговых соглашений со всеми, кто может торговать. И не просто может, но еще согласится. Мне удалось заключить 7 торговых договоров в добавок к тем двум, что имелись по умолчанию. Прогнозируемый доход на следующий ход сразу дошел до 5,6 тысяч талантов.
Да, о ходах. В «Empire Divided» один ход равен одному месяцу. То есть игровой год проходит за 12 ходов. Начинается кампания в августе 270 года. Закончится же когда мне просто надоест. Сам себе я поставил целью уничтожение вышеперечисленных трех римских конкурентов.
С этим согласуется и поставленная разработчиками цель первой главы – захват Рима.
Карта к описанию операций близ Косентии
УКРЕПИТЬ БАЗУ
Прежде чем кинуться на Рим, требуется укрепить внутреннюю базу. Деньги в развитие поселений вкладывать следует с умом. Слишком велика вероятность потери пограничных земель или владений в Африке. Поэтому первоначально деньги вкладываются только во внутренние провинции Паннонию, Македонию, Ахею.
Уже на рубеже Дакии и Фракии стоят враждебные Роксоланы. С них-то мы и начали наводить порядок с целью обезопасить базу. Стаскиваю в кулак I и III легионы. Перемещаю их на восток к границе с Роксоланами. Заодно, конечно, пополняю.
Система комплектования войск в «Empire Divided» близка к AOR-системе. То есть к региональной. У нас есть базовый набор отрядов типа римских легионеров. Имеются и региональные вспомогательные войска. В Италии италийские, в германских землях Германские и так далее.
Первый удар по врагу наносится в октябре 270 года. III легион с марша атакует и захватывает город Дробета, что в провинции Дакия. Городок обороняется только гарнизонными войсками. Так что победа 13-отрядному легиону дается легко.
Далее оба легиона, соединившись, маршируют на Пискул (Дакия). В городе, кроме гарнизона, окопалась армия Росксоланов. Ну что ж, очень любезно с их стороны, не придется бегать по всей Дакии. На месте и положим.
Этот штурм дается тяжело, хотя превосходство в численности у нас заметное: 4,5 тысячи человек против 2,8 тысячи. Город взят, Роксоланы уничтожены, но потери велики – 800 человек. Причина, конечно, в том, что я слегка поспешил, пренебрег обходным движением, а в узких городских улочках численное превосходство скрадывается.
Итак, в декабре 270 года меем усмиренную восточную границу: Росколаны уничтожены, а с Готами заключен мир. Они сами предложили его. Поскольку мне и Аврелиану необходимо высвободить войска для похода на Рим, а завоевание нищих восточных окраин не входит в первоочередную задачу, мир был принят.
Забегая вперед отмечу, что в «Empire Divided» дипломатия работает так же как и в прочих версиях второго «Рима». То есть если уж с тобой заключили мир, можешь быть надежен – без ивента (или скрипта) его не нарушат. Поэтому оба легиона смело снимаются и перебрасываются на северную границу, которую пробуют на прочность племена Квады и Бари.
I легион (Аврелиан) воюет с Бари, III легион спешит к Аквинкуму (Паннония), который в январе 271 года захватили Квады. Бари же тем временем осадили Сармизегетузу (столица Дакии, а раз столица, то имеет стены). Право же, отдыхать римлянам некогда.
Но к маю 271 года северная проблема разрешилась. Не сама собой, конечно, пришлось помахать мечами, но в общем, глотку германцам заткнуть удалось. Осадная армия Бари была уничтожена совместной атакой гарнизона Сармизегутузы (кто только придумал такое название?) и I легиона. Полевая победа при численном превосходстве далась легко.
Хуже пришлось III легиону, столкнувшемуся сразу с двумя стеками Квадов. Вот это была эпохальная битва. Римляне устояли каким-то невероятным чудом. Чуду во многом поспособствовало своевременное убийство вражеских генералов. А что? Дротики, они не разбирают генерал ты или так, хвост собачий.
Обычный состав легиона на этом этапе у меня вполне классический (для меня же):
- 2-3 конных отряда
- 5-6 мечников или просто тяжелой пехоты
- 5-6 копейщиков
- 4-5 метателей дротиков
- 1-2 дальнобойных отряда, лучники или пращники
Костяк построения – тяжелая пехота. Сразу за ней – дротики. Копейщики на флангах. Дальнобойные ребята нужны, чтобы эффективно выкашивать стрелковую конницу противника. Или вообще его стрелковые отряды. Но с пешими стрелками хорошо справляется обходящая с фланга конница. Ключевым элементом всё же остается связка тяжелой пехоты и метателей дротиков. Пехота должна взять на себя труд сдержать на несколько минут вал вражеской атаки, а дротики сосредоточенной стрельбой выкашивают самые важные отряды врага.
Но вернемся к стратегической обстановке. Аквинкум был возвращен, а потерпевшие поражение Квады влились в Германскую конфедерацию, исчезнув как самостоятельная фракция. Таким образом, к лету 271 года восточная и западная границы были успокоены.
Карта на 18-й ход, январь 272 года
ПОХОД НА РИМ
Поход на Рим начался задолго до усмирения варварских границ. Первыми на Римлян-узурпаторов двинулись пополненные I флот (10 кораблей) и II легион (16 отрядов) из Карфагена. В декабре 270 года комбинированным ударом они берут на Сицилии Агригентум.
Поскольку атаковавшим считался флот, а легион только вспомогательным атакующим, флот на остаток хода замер гарнизоном в Агригентуме. Но легион смог продолжить движение и в том же декабре захватил второй городок на Сицилии, Панормос. Так, потеряв всего 220 человек, одним ударом мы утвердились на острове.
В январе 271 года наступление продолжено. Флот и легион совместным ударом берут Сиракузы. Да, город для обороны располагает только гарнизоном, но его окружают стены. Благо флот по умолчанию имеет два корабля с баллистами. Они способны открыть дорогу сухопутным отрядам. Да и десант с кораблей можно высадить прямо в гавани, внутрь стен.
Дальше война за Италию потребовала хитрости и маневрирования. Римляне-узурпаторы располагают на юге «сапога» полностековой армией. Хорошо бы поймать его, не дать уйти за стены Брундизия. И желательно уничтожить с минимумом энергетических затрат. Для того чтобы поймать врага был задействован следующий план.
II легион в марте 271 года переходит на носок «сапога» и захватывает городок Косентия. В апреле легион отступает на Сицилию. В мае вражеский стек торжествуя вступает в Косентию. В июне II легион возвращается и осаждает в Косентии стек Римлян-узурпаторов. На штурм пока не идем, предоставляем действовать голоду.
Голод делает свое черное дело, здорово ослабляя осажденную армию, и в августе 271 года следует штурм. При соотношении численности 2,5 тысячи на 1,7 тысячи победа дается неожиданно легко. Закономерной вишенкой на торте такого маневрирования стал захват Брундизия, последовавший в сентябре 271 года.
Сейчас же мы отмотаем несколько месяцев назад и отметим, что в апреле 271 года Римляне-узурпаторы переплыли Адриатическое море и высадили добрый стек в Иллирии, захватив городок Ядер. Тем же месяцем мы начали формировать в Паннонии IV легион (ибо другие два балканских легиона находились еще очень далеко, занимаясь Бари и Квадами). В июле IV легион уничтожает десантную армию врага, в августе возвращает Ядер, осенью вторгается в Италию с севера.
Таким образом, осенью 271 года наступление на Италию велось силами II и IV легионов (с юга и с севера), города вдоль побережья завоевывал I флот. Нужно было спешить, поскольку с другой стороны в Италию вступили армии Галльского Рима. Они уже захватили Геную и Медиоланум в Цизальпинской Галлии.
Октябрь 271 года. Захвачены Беневент и Аускул.
Ноябрь 271 года. Захвачены Ариминум и Патавий.
Декабрь 271 года. Отбит у галлов Медиоланум и у Римлян-узурпаторов Рим.
Цель главы достигнута, получена заслуженная награда, поставлена следующая задача. На всё про всё ушло 17 ходов и время от августа 270 года до декабря 271 года.
ТЫЛОВЫЕ ДЕЛА
Экономический обзор «Empire Divided» начнем с рассмотрения технологий. Наконец разработчики задумались, что старое наименование «технология» как-то странно применять к кампании, хронологически охватывающей несколько лет.
Теперь под это дело подводится другая идеологическая база. Мы имеем дело не с технологиями, а с политикой императора, с указами, с мероприятиями, направленными на достижение того-то и того-то.
Период изучения, по крайней мере, первых технологий краток. Поэтому очень правильной стратегией будет сосредоточение на определенных группах, позволяющих достичь некоего интегрального бонуса. За рассмотренный период изучены следующие техи:
- 2 ход. Поход на Рим (боевой дух +5%)
- 3 ход. Реформы оплаты (доступны казармы 2-го уровня)
- 4 ход. Опытные кораблестроители (верфи 2-го уровня)
- 6 ход. Улучшенная физическая подготовка (2-й уровень ряда околовоенных зданий)
С этим же изучена группа техов Наем I (ранг всех новобранцев +1).
- 7 ход. Восстановление имперского правления (пища +2, порядок +1, доход +5%)
- 8 ход. Местное производство (2-й уровень ряда экономических построек)
- 9 ход. Восстановление рынков (2-й уровень торговых зданий)
- 13 ход. Захватить имперскую казну (+300 талантов каждый ход)
С этим же изучена группа техов Экономика I (доход +3%).
Что касается уровня доходов, то здесь всё у нас было в порядке. Кризис так и не подкрался. Ежемесячный доход от изначальных 5,5 тысяч постепенно снижался, но всё равно на конец 17 хода составлял 4 тысячи талантов. Хлеба тоже хватало. Во многом благодаря массовому применению эдиктов «Хлеба и зрелищ».
Подробности и скриншоты дополнения Empire Divided для Total War: ROME II
Дополнение Empire Divided для Total War: ROME II содержит:
- Новый набор эпических кампаний для Total War: ROME II.
- Переместитесь во времена кризиса III века нашей эры — поворотного момента в судьбе Рима.
- Играйте за одну из десяти фракций, принадлежащую одной из пяти культурных групп.
- Новые героические фракции с тщательно продуманными условиями для победы, знаменитыми лидерами и цепочками событий.
- Новые события, дилеммы и задания для каждого периода времени.
- Новые элементы кампании: эпидемии, культы и разбойники.
- Измененные технологии и новые уникальные здания.
Идет 270 год нашей эры. Череда неумелых императоров и жаждущих власти узурпаторов привели Римскую империю к глобальному экономическому кризису. Такого упадка империя еще не знала.
Пользуясь слабостью Рима, племена варваров черной саранчой собрались на его границах, готовые разграбить богатые земли цивилизованного мира.
На востоке Сасаниды начали великое завоевание, главной целью которого является захват владений Рима. Лишь стойкость защитников Пальмиры сдерживает их натиск. Царица Зенобия держится решительно — но надолго ли ее хватит?
Непобедимые в свое время легионы вынуждены обороняться: их силы тают. Увы, время сейчас против римлян. Однако надежда все еще есть. Аврелиан готов взять бразды правления империей в свои руки, но стоящая перед ним задача кажется невыполнимой.
Удастся ли вам объединить расколотую империю и вернуть Риму былую славу? Или вы станете свидетелем его окончательного падения?
Фракции в игре
Культура: расколотая Римская империя
Особенности культуры:
- Защитники цивилизации. Боевой дух всех отрядов в сражениях на своей или союзной земле: +15%
- Истинный Рим. Римские фракции получают большой штраф к дипломатическим отношениям с другими римскими фракциями
Рим
Лидер: Аврелиан
Особенности фракции:
- Железный кулак. Сопротивление чужеземной оккупации: -50%
- Походный строй. Дальность перемещения для всех армий: +15%
Галльский Рим
Лидер: Гай Тетрик
Особенности фракции:
- Романизация. Рост общественного порядка за римскую культуру (максимально: +6)
- Администраторы. Стоимость политических действий: -20%
Пальмира
Лидер: Царица Зенобия
Особенности фракции:
- Просвещенный правитель. Скорость исследований: +20%
- Набожность. Число разбойников за каждое культовое здание: -4 (все регионы)
Культура: Германские царства
Особенности культуры:
- Ночной кошмар. Всегда доступна возможность провести битву ночью
- Грабители и налетчики. Доход от набегов и грабежей: +150%
Саксы
Лидер: Царь Сигерик
Особенности фракции:
- Странники. Дальность перемещения всех флотов: +20%
- Переселенцы. Стоимость перестройки зданий: -50%
Готы
Лидер: Каннаб
Особенности фракции:
- Народ всадников. Стоимость найма всех отрядов конницы: -20%
- Клинки предков. Оружие 1-го уровня для вооруженных мечами войск после найма (все провинции)
Маркоманны
Лидер: Царь Буркхард
Особенности фракции:
- Племена захватчиков. Боевой дух всех отрядов в сражениях с варварскими фракциями: +20%
- Засадный отряд. Шансы на успех при нападении из засады: +50%
Культура: Державы Востока
Особенности культуры:
- Централизация власти. Число разбойников: -5 (все провинции)
- Шелковый путь. Доход от всех торговых построек: +20% (все регионы)
Сасаниды
Лидер: Ормизд
Особенности фракции:
- Местное господство. Незначительное преимущество в дипломатических отношениях с восточными фракциями и кочевниками
- Асваран. Натиск для всей конницы: +20%
Армения
Лидер: Нарсе
Особенности фракции:
- Телохранители из знати. Уровень опыта у отряда полководца: +3
- Ориентация на запад. Незначительное улучшение дипломатических отношений со всеми фракциями римлян
Культура: Кочевые племена
Особенности культуры:
- Кочевые лучники. Боезапас всех отрядов дальнего боя: +25%
- Агрессивный народ. Возможность найма армии в своей провинции: +3
Аланы
Лидер: Никануур
Особенности фракции:
- Повелители лошадей. Уровень опыта всех конных кочевников при наборе: +2 (все провинции)
- Господство степняков. Среднее преимущество в дипломатических отношениях со всеми варварскими фракциями кочевников
Культура: Кельты Британии
Особенности культуры:
- Героическая культура. Бонус к натиску у всех отрядов: +20%
- Священные источники. Уровень санитарии: +6 (все провинции)
Каледонцы
Лидер: Сеговакс
Особенности фракции:
- Стремление к независимости. Атака в ближнем бою на своей или союзной земле: +20%
- Стремление к культуре. Среднее преимущество в дипломатических отношениях со всеми неварварскими фракциями
Героические фракции
Пять из десяти доступных фракций в наборе Empire Divided являются героическими. Это Рим, Галльский Рим, готы, Пальмира и Сасаниды. У героических фракций более благородные и сложные условия победы, а также уникальные лидеры, которые не могут умереть в бою.
Также для героических фракций разработаны специальные цепочки событий, которые представляют историю жизни их персонажей. Они позволяют игроку получать преимущества в дополнение к способностям и осознанно делать выбор, который влияет на развитие персонажей и их фракций.
Новые события, дилеммы и задания
Набор Empire Divided содержит множество новых событий, дилемм и заданий, как общих, так и уникальных для каждой фракции. В кампаниях вас ждут новые испытания, преимущества и исторические особенности.
Разбойники
Ослабление власти привело к росту числа разбойников. В каждой провинции теперь есть свой уровень разбойников, который увеличивается с расширением ваших владений и зависит от наличия определенных зданий. Число разбойников могут снизить армии, полководцы и особые постройки. Чем больше появляется разбойников, тем ниже падает уровень пищи, что влияет на всю фракцию. Большое число разбойников в провинции может вызвать особое событие.
Эпидемии
В III веке нередко вспыхивали опустошительные эпидемии. Вспышка болезни в поселении задерживает его рост, портит общественный порядок и снижает доход. Болезни могут распространяться между соседними территориями, передаваться по торговым путям или переноситься вместе с передвижением армий. Связанные с санитарией постройки могут помешать возникновению и распространению болезней. На санитарию всей фракции влияют также некоторые ключевые технологии.
Культы
Помимо традиционных религий, в III веке существовало немало культов. Они представлены особыми цепочками развития построек, которые каждая фракция может воздвигнуть в любом поселении. В игре представлено три культа: христианство, митраизм и манихейство.
Культовые здания можно строить бесплатно: их строительство означает, что вы позволяете приверженцам культа селиться на вашей территории. Это упрощает для вас получение преимуществ культов, однако культы распространяют чужую культуру, что снижает общественный порядок в ваших провинциях. Чтобы снести культовое здание, требуются значительные расходы. Также начисляется штраф к общественному порядку, поскольку такое деяние считается гонением. Если внимательно учитывать все достоинства и недостатки, культы могут стать мощным инструментом в ваших руках.
Новые навыки полководцев
Навыки полководцев были переработаны. Теперь игроки смогут персонифицировать своих персонажей и развивать их умения в таких областях, как набор войск, бой, стратегия, управление и командование флотом.
Новые технологии, отражающие сюжет
Все деревья технологий были переработаны и теперь лучше отражают реалии исторического периода и культурные особенности каждой фракции. Более того, технологии в Empire Divided не олицетворяют собой научные или технические прорывы; скорее, они демонстрируют меры, которые предпринимают правители для устранения различных проблем, возникающих перед их державами. Они помогают рассказать историю о жизни каждой фракции в определенный период времени. Особенно это заметно по героическим фракциям.
- Технологии Аврелиана рассказывают о деяниях императора, который должен реформировать армию, а затем сплотить и защитить империю.
- Технологии Зенобии повествуют о ее восхождении к власти.
- Технологии Тетрика демонстрируют его приверженность республиканским политическим взглядам в эпоху раскола империи.
- Технологии Ормизда представляют его правителем, который старается быть достойным своих предшественников — великих царей прошлого.
- Технологии Каннаба рассказывают о кровожадности готов и многочисленных испытаниях, которые предстояло перенести этому народу, чтобы сплотиться и выжить.
Улучшенные цепочки развития построек
- Рим получил новую административную постройку, которая предназначена для сбора налогов, обучения агентов и борьбы с разбойниками.
- В столице прибрежной провинции можно построить здание для обучения морскому делу, которое приносит бонусы при найме корабельных экипажей.
- Пальмира получила новую цепочку развития религиозных построек, посвященных богам Баалшамину, Аглиболу, Яргиболу, Малакбелу и Набу.
- Армения получила новую цепочку развития религиозных построек, посвященных христианству.
- Некоторые фракции получили доступ к уникальным новым строениям. В их числе Рим (Великий храм Непобедимого Солнца), Пальмира (Великая колоннада, система орошения Эль-канат и Великий храм Баала), Сасаниды (великая статуя Шапура I) и Армения (Эчмиадзинский собор — первый христианский кафедральный собор в истории).
Новые отряды
Помимо уже существующих в ROME II отрядов, в наборе Empire Divided появилось несколько уникальных и знаменитых отрядов для трех римских фракций. У каждой фракции есть свой стиль этих отрядов, основанный на классическом римском облике. Стиль войск аврелианского Рима лучше всего соответствует классическому шаблону.
Рим
- Легионеры
- Отряды тяжелой пехоты: преторианцы, иовиане, геркулиане
- Далматские всадники — знаменитая легкая конница
- Клибанарии и катафрактарии — тяжелая конница, предшественница средневековых рыцарей
Галльский Рим
- Конница таифалов — знаменитая объединенная конница варваров (с узнаваемыми щитами)
- Галльские легионеры — отличаются от римских легионеров
- Галльские топорники и воины с длинными мечами
Пальмирский Рим
- Пальмирские легионеры — характерные доспехи и копья в качестве предпочтительного оружия
- Гамийские лучники — знаменитая ближневосточная пехота
- Пальмирские катафракты — тяжелая конница в восточном стиле
- Защищенные верблюды — экзотическая восточная конница