Игроки Total War: Shogun 2
Total War: Shogun 2: Обзор
Существует не так много разработчиков, которые могут сказать: «Мы создали целый жанр». Еще меньше способны добавить: «…и мы остаемся верны только ему». В этот ряд исключений входят господа из The Creative Assembly. Одиннадцать лет назад они выпустили Shogun: Total War и в целом (не считая несколько не особо удачных экспериментов) занимались только развитием этой серии. По сути, вся жизнь компании — это улучшение той первой игры. Шаг за шагом что-то менялось, что-то преображалось. Но концепция — едина.
С одной стороны — это потрясающе. Авторы делают то, что умеют. И делают это хорошо. Им не надо переключаться на абсолютно иные разработки, им не приходится бросать то, что выпустили раньше. Вот возьмем отечественную студию Ino-Co. Сначала «Космические волки», потом «Кодекс войны», затем Majesty 2 — все они совершенно разные. А The Creative Assembly просто меняет эпохи.
Но что есть благо, то есть и проклятие. Студия вот уже одиннадцать лет (одиннадцать, вдумайтесь!) трудится над одним проектом. И каждый раз надо показывать публике что-то новое. Игра старая, а показывать — новое. Задачка, знаете ли… И потому, кстати, именно Shogun 2 мы ждали так сильно. Вроде как намечалась революция, переворот. Случилось ли это — сейчас и разберемся.
Кисть художника рисует Total War
Логично было бы сравнивать Shogun 2 с Shogun. Но… Вот две причины, почему делать этого не хочется. Первая — многие и не видели оригинал. Давно это было. Даже те, кому сейчас двадцать лет и больше, могли пропустить ту стратегию. А если и проходили ее, то легко могли забыть. Вторая причина — Shogun 2 гораздо ближе к Medieval 2, к Rome. Выше я уже отметил, что разработчики делают одну игру, развивают ее, меняют. И то, что они создавали в 2000-м году, это так — первые шаги.
Поэтому сразу отмечаем то, что отмечает любой, кто впервые включает новую Total War: проект похорошел в сравнении с предыдущими, с Empire или Medieval 2. Да, опять авторы превосходят сами себя и выдают нам роскошную картинку. Вспомните любую их стратегию — они всегда стараются сделать так, чтобы даже самый предвзятый пользователь выронил свое «Ах. ».
Только теперь все не ограничилось банальным повышением количества полигонов у самурайского меча. Определенно — перед нами одна из самых технологичных стратегий; да, здесь при приближении каждый солдат выглядит как герой боевика. Он проработан, прорисован, и бегай этот товарищ один да руби он сам по себе врагов, легко можно было бы решить, что это какая-нибудь God of War: You Are in Japan Now. Но это — не самое главное. Куда приятнее то, что игра стилизована. В предыдущих частях такого не было. Все ограничивалось аутентичными цитатами. Теперь же здесь японский дух, здесь Японией пахнет. Карта нарисована черной чернильной краской на пергаменте, любой экран с информацией подается вместе с изображением, выполненным в традиционном стиле Страны восходящего солнца.
Но все это много где встречается. The Creative Assembly же смогла и в сражениях выдержать стиль. Вроде просто вышагивают отряды вперед, кричат что-то агрессивное и доблестное — все как всегда. Но вот пролетел лепесток цветущей сакуры. Вы приближаете камеру, а там словно розовое полотенце пеленает солдат. Чудо. Или зима — почему-то японская зима совсем другая. То ли одинокие скрюченные деревья на крохотных холмах ассоциируются с чем-то восточным, то ли это уже наша фантазия подхватывает игру, затеянную разработчиками… Но к этой теме мы еще вернемся. Уже в конце обзора.
Назад, на острова!
Вот она, средневековая Япония. Вроде бы это государство, вроде бы правит император, вроде бы сегун держит армию в своих руках. Но фактически — это не так. Провинции в первую очередь подчиняются главам маленьких кланов, которые могут вести войны друг с другом, убивать соотечественников, которые просто служат иному господину (а точнее — лишь живут на его территории). Это и гражданская война, и нет. Страна в огне конфликта, но при этом Япония вполне себе мирно живет. Император ни с кем не враждует.
Мы становимся во главе одного из кланов. У нас — маленький кусочек земли. Одна провинция, одна деревенька. Три сотни солдат. Задача — объединить японский народ. Это если говорить поэтично. Фактически же — поназахватывать провинций и получить от императора титул сегуна. Ну а поскольку никто не терпит выскочек, а нынешний сегун любит себя, то сделать это будет не так-то просто. Малейшее подозрение, и братья-японцы уже не говорят доброжелательное «Аригато!», а сразу рубят нас своими катанами. Не очень они…
Восточный прищур вежливости
Политика в Shogun 2 весьма специфическая. Государство же одно, нация одна, менталитет один. То есть тут не бывает «что Датэ хорошо, то Чосокабэ смерть». У всех единые понятия о морали. И потому главное на острове — уважение. Да, как в GTA — Respect is everything. Ведем себя согласно кодексу Бусидо — к нам хорошо относятся другие. Начинаем христианить, шпионить, воевать без повода — соседи подумывают зайти к нам на порцию харакири.
И вроде бы система должна быть любопытной. Мы даже своего сынка можем посадить за вражескую решетку, мол, поверьте нам — мы нападать не собираемся, а если слово нарушим, режьте ему горло. Но в целом нет в ней ничего нового и особенно интересного. Разве что если мы активно начинаем воевать, то сегун может решить, что мы чересчур дерзкие, и объявит нам войну. Потому приходится много ждать и очень аккуратно захватывать провинции.
Также порой любопытны развлечения с религией. Мы можем принять христианство, и тогда нас будут, вероятно, любить местные жители, которым проповедники промыли мозги, но это повлечет неприязнь других кланов. А если не менять религию, то придется самим изучать порох и постоянно отбиваться от набегов буйных христиан.
Когда есть разные народы, вести переговоры хоть как-то интересно. Здесь же львиную долю времени приходится просто предлагать торговые союзы. Ну, или сплавлять своих дочерей замуж. Что первое рутинно, что второе. Вот если можно было бы отлавливать христиан, казнить, а потом продавать их органы другим кланам — вот это да, это было бы прекрасно (угу, если вы не принимаете веру «южных варваров», то игра немного учит нетерпимости, совсем чуть-чуть…).
Японцы, японцы, кругом одни японцы
Впрочем, не только политика страдает от того, что мы сражаемся против кланов, а не других наций. Вспомните, например, как было в Rome: Total War. У нас есть три фракции за Рим — они очень похожи, а главное отличие лишь в том, против кого им надо воевать. Берем Юлиев и мочим галлов, если управляем Брутами, то идем на греков. И уже на этом этапе геймплей совершенно разный. Одно дело — прорываться сквозь леса по неудобному ландшафту и гоняться за сумасшедшими варварами. Другое — биться против греческих гоплитов или пытаться одолеть спартанцев. А уж про южные провинции я вообще молчу. Когда на вас бегут внезапные слоны, это, мягко говоря, удивляет.
После же идет и вовсе другая игра. Вот вы уже управляете галлами и противостоите как соседям-варварам, так и организованным римлянам. Или повторяете подвиги Ганнибала. В Shogun 2 все кланы однотипны. Разница настолько минимальна, что ее, наверное, можно будет разглядеть при прохождении так седьмом. У одних подешевле можно нанять самураев с катанами, у других с нодати, третьи быстрее плавают по морю, четвертые лучше осаждают крепости.
В итоге при выборе другого клана меняется лишь географическое положение. Но какая разница? Появляемся на юге, там нас окружают японцы. Стартуем на севере — и там японцы. Берем фракцию из центра острова, так и там — вы не поверите! — японцы. Не спорю, возможно, отличия я увижу потом. Но я уже дважды начинал новую кампанию и дважды ничего иного не заметил. Если Shogun 2 раскрывает все карты на прохождении так пятом, то… ну, это странновато. Честно.
Да, я понимаю, что в стратегии про Японию, где есть только японцы, у которых не так много реально отличающихся друг от друга войск, сложно сделать что-то другое. Но… Мы же смотрим на всю серию, смотрим и анализируем. И, проанализировав, понимаем: раньше было разнообразнее. Нет других народов, культур. Вокруг все японское…
И потому — это не революция. Это не переворот, как было с Rome. Это не такая эпохальная стратегия. Но игра — великолепна. Без шуток, я вот тут выше перечислял ее недостатки, но саму Shogun 2 ни разу не ругаю. Просто после масштабных Total War мы получаем Local War. Со всеми вытекающими.
У Shogun 2 куча достоинств. Начнем с того, что разработчики сделали древо развития героев. Теперь генералы не просто становятся сильнее и попутно собирают с собой свиту из всяких любовниц да шпионов. Персонажей постепенно создаем мы сами. Боец получил уровень, мы выбираем для него новую способность. Сами определяем, какого попутчика он прихватит. И так далее.
Причем так развиваем мы не только генералов. То же самое, допустим, будет и с ниндзя. У него тоже есть ветки улучшений: можно воспитывать в нем убийцу полководцев, можем учить совершать диверсии и так далее. Все не очень уж и разнообразно, но весьма любопытно. Да и вообще — такого раньше не было.
И вновь вернемся к стилистике. Благодаря тому, что игра не такая глобальная и здесь всего одна нация, авторы смогли полностью передать дух Японии. Да, подача европеизирована, она для простых обывателей, не экспертов-востоковедов, но она качественная. Хотя бы за атмосферу уже можно любить Shogun 2.
Пришло время объединяться
Ну а что действительно революционно в Shogun 2, так это сетевой режим. Разработчики — хвала им! — наконец-то ввели кооперативное прохождение кампании. Этого ждали все одиннадцать лет. Помню, еще сражаясь в Rome в эпоху модемов с товарищами, мы мечтали, что когда-то сможем проходить игру вместе. Правда, пока что «кооп» рассчитан лишь на двоих, но то ли еще будет!
Также The Creative Assembley сделала и некую «глобальную» карту для Сети. Правда, тут не все просто. Она для каждого своя. Начинаем мы с одной провинции, но захватить надо все. Зачем? Это даст возможность использовать новые войска, прибавит денег, на которые мы каждый раз покупаем бойцов, и всякое прочее.
По сути, мы просто сражаемся с другими игроками и растем в уровнях, открываем новые умения, больше типов солдат и так далее. Но все это сделано так элегантно.
Плюс еще у каждого пользователя есть свой генерал. Его можно раскрасить, нацепить на него различные доспехи. И вот он же и прокачивается, словно персонаж в MMORPG. Это здорово.
Ко всему этому разработчики еще систему кланов и рейтингов припаяли. Штука с большим потенциалом и крайне любопытная. Ну а поскольку прошло буквально несколько дней после релиза, конкретнее про то, приживется ли она и как будет развиваться, говорить пока рано. Сейчас просто обозначим, что это есть, и это круто.
Ну а конкретнее о системе мы поговорим в прямых эфирах. Сделаем специальную трансляцию по сетевому режиму. Только чуть позже. Пусть «настоится».
Итог выше уже был обозначен. Да, это не революция в целом, не какой-то грандиозный шаг вперед. Более того, для любителей размаха новый проект будет менее выразительным, чем предыдущие Total War. Зато он абсолютно целостный. Это поразительно гармоничная игра, выдержанная в едином стиле от первой буквы в мануале до листка сакуры, который падает на доспех самурая в бою. Shogun 2 останется в памяти. Не как пылкий революционер с сотнями новых идей и желанием разрушить, что строилось 11 лет, но как доблестный муж, почитающий предков и точно соблюдающий все традиции.
Плюсы: тут самураи живут молодостью, любят свою семью, говорят сегуну открыто и прямо в лицо; бьют христианам с «вертушки» еще; великолепнейший стиль; древо развития генералов; система осад похорошела; полноценный сетевой режим, теперь можно проходить кампанию вдвоем.
Минусы: AI, если хочет сохранить честь, должен сделать себе харакири — дважды; порой бывают баги; дипломатия весьма скучная, а отличия кланов – минимальные; игра действительно требовательна к «железу», поберегитесь те, у кого не топовые модели компьютеров; христиане.
Кланы в Shogun 2 Total War – за кого играть?
Мир игры Total War Shogun 2, в корне отличается от увиденного нами ранее в Medieval, Rome, Napoleon или Empire. Хотя бы по той причине, что вместо различных стран и наций, игроку предстоит управлять кланами, которые находятся на карте всего одного государства — Японии.
В классическом варианте игры Total War Shogun 2, игроку доступна игра за следующие кланы:
А теперь давайте узнаем, что за кланы скрываются за столь экзотическими и непривычными названиями.
Описание кланов Total War Shogun 2.
Я не зря хочу начать именно с Тёсокабе. Мне кажется, что клан Тёсокабе – это оптимальный выбор для игры в Shogun 2.
У Тёсокабе есть одно, на мой взгляд, важное преимущество — он находится на острове. Как вы наверное знаете – остров позволяет лучше оборонятся и дает возможность игроку, выстроить плацдарм для наступления.
Правда для этого, вам придется разобраться с вашими соседями, так как на острове Сикоку, вы будете не одни…
Еще у этого клана есть бонус в виде сниженной цены найма и содержания лучников.
Симадзу в Shogun 2 примечателен тем, что имеет доступ к очень красивым и сильным юнитам — самураям. Если вы любите этот род воск, то Симадзу – лучший выбор для вас.
Кроме сильных самурайских отрядов, у клана есть еще одно преимущество — пониженная стоимость найма и содержания самураев (а это элитные отряды в игре).
Симадзу также находятся на острове, и это может ему дать определенные преимущества при оборонительной игре.
Уэсуги очень необычный клан, и выделяется среди других тем, что его воины буддисты. Поэтому выбрав Уэсуги, вы можете нанимать особенных юнитов: воинов-монахов. Цена их содержания и найма значительно ниже, чем у других кланов. Это ваш так называемый клановый бонус.
Также, за Уэсуги, вы можете нанимать агентов-монахов. Кроме этих бонусов у Уэсуги есть еще одно умение. Они умелые торговцы. Выбрав Уэсуги, вы обеспечите бюджет звонкими монетами.
Этот клан, на мой взгляд, как нельзя лучше подойдет для любителей сложной игры. Дело в том, что у Токугава не самое удачное географическое положение.
С одной стороны они соседствуют с кланом Ода, с другой стороны с кланом Имагава.
Однако при выборе этого клана не стоит сильно расстраиваться, так как у них есть и положительные стороны. Токугава специалисты в дипломатии, что очень пригодится, если вы захотите жить в мире со своими соседями.
Также у клана есть очень хорошие агенты кисе-ниндзя и Метсуки.
Отличным бонусом Ода, можно считать бонус к морали, для пехоты Асигару. Это позволяет уже в самом начале игры, рассчитывать на хороших и недорогих бойцов с высокой моралью.
К тому же содержание этих юнитов обойдется вам дешевле, чем другим кланам. Поэтому при игре за Ода будет оправданно формирование армии на основе этих пехотинцев.
Недостатком Ода, является его географическое положение. Он окружен врагами буквально со всех сторон! Это Сайто, Токугава, Имагава.
Но если вы не ищите легкой игры — боятся нечего 🙂
Хаттори отличный выбор для начала игры в Total War: Shogun 2. Специализация клана, это ниндзя — самые популярные юниты в игре Total War: Shogun 2.
Дело в том, что у Хаттори есть бонус к стоимости найма и содержания этих юитов. Поэтому всем любителям ниндзя можно посоветовать Хаттори.
Безусловно, самые лучшие мореплаватели в игре Total War: Shogun 2 принадлежат к клану Мори. Этот клан имеет бонусы в виде сниженной стоимости найма и содержания кораблей. Они отличные мореплаватели.
На мой взгляд, Датэ — это клан с ярко выраженной атакующей направленностью. Все дело в юнитах, которые доступны при игре за Датэ — самураи с двуручными мечами. Они называются самураи-нодати.
Кроме этих потрясающих юнитов, все ваши остальные воины будут иметь фракционный бонус к атаке. Именно поэтому я думаю что Датэ — это явно атакующий клан в Total War: Shogun 2.
Если Мори можно назвать кланом мореплавателем, то Ходзё в Сегун 2 — это лучшие строители и инженеры. Благодаря своим бонусам, они могут строить сильные осадные орудия, и крепкие замки.
Клан имеет бонус к подобным постройкам в виде сниженных затрат при строительстве. Инженерные отряды, обслуживающие осадные орудия, также обойдутся этому клану дешевле.
Такэда безусловно самый кавалерийский клан в Сегун 2. Такэда имеют бонус к найму и содержанию конницы.
Кавалерия Такэда имеет повышенную мораль на поле боя. Поэтому играя за этих ребят, можно формировать армию опираясь на конницу.
Хотя… По моему мнению, Тотал Вар Сегун 2 все же “пешая” игра. Так что я не берусь судить, насколько сильным будет преимущество Такэда за счет кавалерии в бою.
Совет: Я все-таки стараюсь выбирать фракции в Total War, руководствуясь не фракционными бонусами, а географическим положением на карте. Ведь куда проще начинать за клан или фракцию которые находятся на острове или на отдельной части карты.
Играя в Total War: Shogun 2 я выбрал клан Тёсокабе. Во-первых, он находится на острове, а во-вторых они обладают, на мой взгляд, лучшими лучниками в игре. А я очень люблю стрелковые отряды в любой игре серии Total Вар.
Total War: Shogun 2
Есть какая-то зловещая ирония в том, что игра про тяжелые времена в истории Японии выходит именно в тот момент, когда для этой страны наступила просто-таки черная полоса: одна природная катастрофа спровоцировала другую и вытолкнула нацию на порог третьей, техногенной. С другой стороны, для всех, кто не чувствовал толчков в Тихом океане и кого не тронули волны цунами, Total War: Shogun 2 служит наглядным напоминанием о том, что эта страна уже не раз переживала страшные потрясения и каждый раз упорно возрождалась из пепла. И хотя сравнивать грызню удельных феодальных князьков и угрозу ядерной катастрофы, пожалуй, не вполне корректно, глядя на то, что происходит в игре Creative Assembly, понимаешь — японцы способны преодолеть многое.
Кодекс чести
Генералы (и сам игрок как лидер клана) могут воодушевлять своих бойцов не только перед сражением, но и во время боя, используя особое умение. Его эффективность тоже можно развивать.
Перед релизом и сами разработчики, и мы вслед за ними много говорили про то, что, отложив в сторону масштаб прошлых серий, Shogun 2 делает ставку на глубину и проработку каждой мелочи, каждой провинции и каждого юнита, отчего играть станет интереснее и сложнее. Но то были лишь обещания, которым мы всегда заранее чуточку не верим. Так вот, в данном случае нам не соврали.
Показательна реакция тех, кто в свое время сутками напролет заигрывался в самый первый Shogun и Medieval: Total War, а в следующих «тотальных» играх откровенно скучал или прогуливал их вовсе. В Shogun 2 они снова теряют сон и связь с реальностью, с головой погружаясь в удивительный мир, где перед смертью принято писать стихи, а ножи с одинаковым рвением втыкают как в грудь лютого врага, так и в собственный живот.
Цель прежняя: привести один из девяти кланов к власти, став сёгуном, фактическим правителем страны. Поначалу вас никто толком не знает, денег ни на что не хватает, войск тоже, с вами мало кто считается и торгует. Поэтому провинции тут защищаются и отвоевываются буквально потом и кровью. Ведь в каждой есть свои ценные ресурсы (где-то это выход к морю, где-то золотой рудник) и каждая крайне уязвима. Врагу не обязательно штурмовать замок, чтобы насолить вам, — достаточно вытоптать ваши фермы, чтобы область заполыхала пожарами.
Но при этом каждая попытка экспансии на соседние земли тут же вызывает изжогу не только у соседей, но и у всех остальных: отступать некуда, позади — а также впереди и с обоих флангов — океан. В итоге любой выскочка, добившийся сколько-нибудь значимых успехов в экспансии, быстро становится маленькой империей зла и врагом номер один для всех соседей.
Тут нужно учесть, что в Японии всегда, а в те годы особенно, уделяли особое внимание понятиям чести и достоинства. И любой ваш шаг в Shogun 2 оценивается именно с этих позиций: разграбили завоеванный город, чтобы в казне появились хоть какие-то деньги, — получили в ответ не только народные волнения, но и резкое ухудшение отношений со всеми без исключения кланами. Польстились на золотой рудник, пошли против мирного соседа или, еще хуже, вероломно напали на союзника — вас ждет всеобщее презрение, разрыв торговых отношений и прочие неприятности. При этом игра зачастую сама ставит в неловкие ситуации: один из кланов, например, изначально является вассалом другого, и, чтобы вернуть себе независимость, ему придется как раз пойти против союзника.
В режиме исторических сражений все бои — уникальные, со своими условиями и высокой сложностью.
Погодные факторы (зимой на чужой территории ваша армия мерзнет и редеет) и поумневший AI (конкуренты постоянно нас прессингуют, объявляют войну, высаживают морской десант в тылу, объединяют армии и приходят к стенам ваших замков друг за другом и с толпой подкреплений) — все это тоже предельно усложняет и обостряет игру. Темп Shogun не похож ни на что из того, что мы привыкли видеть в серии Total War в последние годы. Средневековая Япония — это не Старый Свет, где все давно поделено, и даже не Средиземноморье — это банка с пауками в масштабах целого государства, и рано или поздно сосед слева, скорее всего, на вас нападет. А потом, когда вы чудом отобьетесь от его злых самураев, вам непременно объявит войну сосед справа. И учтите: содержать даже две относительно больших армии в таких масштабах крайне затратно.
В такой ситуации еще важнее стала дипломатия. В Shogun 2 реально востребованы практически все политические механизмы. Вы настырно (а деваться некуда!) предлагаете торговые отношения, брачные и военные союзы и выплаты, чтобы умаслить сильных соседей, в знак доброй воли обмениваетесь детьми: если нарушите условия договора, наследника, понятно, казнят. Зато если некогда грозная, попившая немало вашей кровушки семья, получив по носу, вдруг приходит с проектом мирного договора за пазухой — можно со злорадством поставить встречные условия вроде введения торгового эмбарго против ваших врагов и расторжения союзов с ними.
Путь самосовершенствования
Авторы учли даже такую деталь: японские корабли тех лет не были приспособлены к плаванию в океане. Поэтому, если вы слишком далеко отойдете от берега, экипаж начнет тихо дохнуть.
Другой важнейший инструмент — грамотное использование возможностей ваших генералов и агентов: ниндзя, монахов, тайной полиции (мэцукэ), проповедников и гейш. Возможно, вы уже знаете, что теперь по аналогии с играми вроде King Arthur каждый такой персонаж фактически стал чем-то вроде героя из ролевой игры — у них есть шкала опыта, уровни и ветки умений, которые позволяют в полной мере раскрыть их дарования. Так, ниндзя можно совершенствовать в искусстве покушений на влиятельных особ. Или в проведении диверсий во вражеской армии. Или в уничтожении вражеских построек и шпионаже. А можно потихоньку разучивать все.
До релиза к подобным новшествам можно было относиться по-разному, но теперь понятно, что они пошли игре на пользу. Прокачка стимулирует интерес и фактически открывает второе дно, заставляя действовать активнее и использовать все возможности для развития: тот же ниндзя, даже потерпев поражение, получит важный опыт — если, конечно, его не поймают и не сварят заживо. Возможный дисбаланс (здесь ведь можно нанимать несколько таких спецюнитов, и каждый может стать суперпрофи!) уравновешивается высокой стоимостью услуг агентов.
Роднит игру с RPG и необходимость принимать важные решения. Так, опять же по аналогии с King Arthur, на глобальной карте периодически случаются некие события, и вам предлагают сделать выбор. Например, подданные спрашивают совета, сосредоточиться им на военном развитии или на экономике. Или в порту могут высадиться странные европейцы и предложить купить пороху: если разрешить им торговать, то вы получите новых бойцов с ружьями, но в этом случае есть риск распространения тлетворного влияния Запада (в случае с феодальной Японией он приобретает форму взрывного развития христианства).
Каждое решение, каждое действие и каждый успех или неудача отражаются на вашей репутации как лидера клана (даймё) и на степени известности семьи. Даже подданные и родственники могут менять свое отношение к вам: назначили, например, 11-летнего сына наследником или приняли стороннего человека в клан, а другой ваш сын взял и обиделся на это. Из таких вот вроде бы мелочей складывается действительно глубокая игра.
Искусство войны
Каждый из девяти кланов на старте кампании получает свои преимущества: одни, например, сильны в дипломатии, другие — в морском деле и т.д. Кроме того, семьи изначально находятся в разных экономических, политических и географических условиях.
В сражениях тоже чувствуется влияние ролевого жанра. Появились специальные войска вроде продвинутых, «героических» лучников и самураев, отрядов кисё-ниндзя или боевых монахов. Они, как и генералы, могут активировать уникальные умения прямо в бою (кидать, к примеру, ослепляющие бомбы или становиться невидимыми), а ваша задача — в том, чтобы использовать такие войска и их особенности вовремя и в нужном месте. К слову, видов юнитов здесь намного меньше, чем в той же Empire, но зато каждый из них предельно востребован и по-своему важен. По такому же принципу строятся и морские сражения: это уже не масштабные битвы, здесь важно грамотно использовать возможности каждой лодки и даже направление ветра. Поэтому пропускать морские баталии, как в прошлых играх серии, хочется уже не так часто.
А вот с широко разрекламированными штурмами замков вышла неоднозначная ситуация. С одной стороны, подобные осады, учитывая сложности японской архитектуры тех лет и дефицита осадных орудий, действительно выглядят как минимум нетипично. С другой — обороняющиеся получают слишком уж очевидные преимущества, особенно если в роли последних действует ИИ: улучив момент и почти без боя заняв вражеский замок, вы потом можете не без труда, но все-таки отбивать атаки самых сильных и многочисленных армий во главе с лидерами других кланов. Устраивать диверсии, тайно открывать ворота и брать вас измором догадываются лишь некоторые из них.
Но и на этот случай в Shogun 2 есть мультиплеер. Благо что здесь можно пройти совместную кампанию не только против AI, но и друг против друга. И даже поучаствовать в клановых войнах. Предвидим огромную популярность этого режима — ведь здесь есть отдельная глобальная карта, сражения до четырех человек с каждой стороны и крайне интригующая возможность создать с нуля свой клан, воспитать собственного генерала (с уникальным именем, флагом и шлемом с метровым размахом рогов) и облачить его в премиальные доспехи. Тут очень кстати пришлись все фирменные возможности Steam, включая систему достижений, за некоторые из которых могут выдать часть какого-нибудь крутого набора экипировки.
Конфуций однажды сказал: «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем». Подобного состояния британцы из The Creative Assembly достигли именно в Total War: Shogun 2. Они не побоялись повторить старое, вернувшись спустя 10 лет к тому, с чего когда-то начинали, а именно к теме средневековой Японии и эпохе воюющих провинций. И в то же время украсили привычную игру россыпью нововведений, часть из которых подсмотрели (но не слепо скопировали) у коллег по цеху, то есть показали, что готовы развиваться и впитывать все лучшее. Результатом стала игра, над которой с удовольствием помедитировал бы и сам Конфуций.